Доклад «О повышении роли информационно-воспитательной функции Профсоюза в условиях модернизации образования»

размещено в: Документы рессовета | 0

Доклад

на IV республиканской итоговой учебно-методической конференции

18 июня 2011 г.

О повышении роли информационно-воспитательной функции Профсоюза в условиях модернизации образования.

 

 

 

Уважаемые коллеги! По сложившейся традиции мы завершаем работу постоянно действующего семинара при республиканском Совете Профсоюза проведением итоговой учебно-методической конференции с обсуждением наиболее злободневных вопросов профсоюзной жизни.

Сегодняшняя, по счету четвертая конференция, посвящена очень важной и отчасти забытой сфере деятельности профсоюза – воспитательной работе.

Однако, прежде чем перейти к изложению этой темы, позвольте подвести некоторые итоги прошедшего семинара.

Как вы знаете, семинар был посвящен вопросам правозащитной деятельности, но, кроме того, перед активом выступили специалисты рессовета Профсоюза и по другим направлениям: отчетам и выборам, аттестации педагогических работников, оплате социальных пособий, развитию и углублению Кредитного Фонда Профсоюза.

Обучение проводилось еженедельно непосредственно в районах. Проведено 18 учебных занятий, в которых приняло участие 614 профсоюзных работников и активистов.

Участникам семинара были розданы различные пособия и брошюрки, а также другой актуальный информационно-методический материал, в том числе в электронном виде, более 3-х тысяч экземпляров.

Полезность семинарских занятий заключалась, на наш взгляд, еще и в том, что председатели профкомов имели возможность получить консультацию, комментарии по проблемам, с которыми они сталкиваются в повседневной деятельности. Специалистами республиканского Совета были даны ответы на более чем 200 вопросов по различным направлениям профсоюзной работы. Участникам сегодняшней конференции также розданы брошюрки с ответами юристов Профсоюза на 30 наиболее характерных вопросов. Кроме того, рессовет приобрел брошюрку Трудового Кодекса РФ 800 экземпляров, так что его получит каждая первичная профорганизация. Правда, делаем мы это в четвертый раз за последние 8 лет, тем не менее, бывая в организациях, с горечью замечаешь отсутствие Трудового кодекса: то ли его теряют, то ли он проваливается в черную дыру.

Суммируя сказанное, хотелось бы сделать следующие заключения.

Прежде всего, надо иметь в виду, что однодневный семинар не может восполнить потребность актива в профсоюзных знаниях. Цель 3-4-х часовых занятий — вызвать интерес к обсуждаемой теме, побудить председателя профкома к систематическому, углубленному самостоятельному изучению различных информационно-методических материалов, которые ему предоставляются, сформировать понимание того, что без постоянного повышения знаний в области трудового законодательства, социально-экономической политики, наконец, профсоюзного строительства, должной эффективности в работе не добиться.

Отсюда вытекает и та ответственность, с которой профсоюзные работники и активисты должны относиться к постоянному пополнению своих знаний, в том числе и через участие в работе республиканского семинара. К сожалению, надо признать — не все у нас в этом вопросе, как говорится, гладко. Ежегодные постоянные семинары мы проводим с 2000 года, т.е. 11 лет. На первоначальном этапе в них участвовало 60 % профсоюзных активистов, затем устойчиво работали с 70 %, на этот раз есть сдвиг в активности – около 80 %. Конечно, 614 слушателей, на взгляд, высокая цифра, но ведь у нас 770 первичных организаций, следовательно, 166 председателей профкомов все еще вне поля нашего влияния, нашего воздействия. Надо сказать, что подобный расклад участия профсоюзного актива наблюдается и при проведении пленарных заседаний и совещаний отдельных районных советов Профсоюза, где всегда отсутствуют 20 % актива. Эту тему мы часто обсуждаем. Однако динамика посещаемости идет не столь быстро, как этого хотелось бы.

Наш профсоюзный ресурс достаточно велик и крепок, ему под силу организовать любое крупное мероприятие, в том числе районный или республиканский семинар. Если по России на 1 штатного работника приходится 1 тысяча 300 членов Профсоюза, то у нас – 850 человек. Это один из лучших показателей в Общероссийском Профсоюзе образования. В каждом райсовете Профсоюза мы имеем по одному – два штатных работника, есть транспорт, телефон, компьютер, множительная техника. О конкретной дате проведения семинара мы оповещаем за несколько месяцев. Короче, есть все условия, только отдельным районным профорганизаторам надо проявлять больше озабоченности, больше беспокойства.

С другой стороны, и председатель профкома должен проникнуться ответственностью: если он по объективным причинам не может посетить семинар, следует направить заместителя или члена профкома, предварительно обговорив их участие с председателем райсовета Профсоюза, в любом случае, профлидер должен переживать за то, чтобы его первичная организация была обязательно представлена на всех профсоюзных мероприятиях.

В этом проявляются не только дисциплина, уставная обязанность, но и элементы коллективизма и солидарности, без которых профсоюз не мыслим.

Хотел бы остановиться еще на одном выводе по итогам прошедшего семинара. Я вначале отмечал, что слушатели задали более 200 вопросов. Так вот, среди них не оказалось ни одного вопроса по внутрисоюзной работе, вообще о профсоюзе. Что, разве в этой сфере нашей деятельности все в порядке и нет проблем? Не хотелось давать крайние оценки. Но все-таки отсутствие интереса у профсоюзного актива к организационной работе, т.е. к структуре, планированию, организации работы профкома, комиссий, порядку приема и учета членов союза, проведению собраний, формам и методам профсоюзной работы, в целом строительству профсоюза, вызывает определенную озабоченность, тревогу. Отдельные товарищи пытаются объяснить эту ситуацию тем, что семинар был посвящен правозащитной работе, поэтому вопросы, в основном, касались правоприменительной практики. Возможно, это и так. Однако, если обобщить вопросы, задаваемые на семинарах, и вопросы и проблемы, поднимаемые в докладах и выступлениях на прошедших отчетно-выборных собраниях, то волей – неволей заключаешь – нет у нас еще должного интереса к внутрисоюзной работе, Уставу Профсоюза, к профсоюзу в целом.

Поделюсь еще одним размышлением, связанным с этим выводом. Среди слушателей семинара была распространена анонимная анкета. Опрошено 569 председателей профкомов. На вопрос, если на работе нарушается трудовое право членов нашего профсоюза, обращаетесь ли вы в суд, прокуратуру, администрацию района, другие органы государственной власти – 74 % ответили отрицательно, а в районный совет профсоюза не обращались 64 % опрошенных. Эти ответы подтверждают положение о том, что у значительной части нашего актива все еще сохраняется мнение, будто интересы членов профсоюза должны защищать кто-то другие, находящиеся там, наверху. Четко вырисовывалась эта позиция и на прошедших отчетно-выборных собраниях. К примеру, некоторые выступающие говорили о том, что профсоюз плохо работает, не защищает их права и интересы, не выделяются путевки, новогодние подарки, не обеспечивают жильем, льготами на коммунальные услуги и пр.пр., при этом, подразумевая под профсоюзом республиканские профорганы. Спору нет – у республиканского Совета Профсоюза есть недостатки. Однако согласитесь, коллеги, валить накопившиеся проблемы и невзгоды на один профсоюзный орган – это не только несправедливо, это незаконно. Наш Профсоюз имеет 4 структурных уровня: первичная организация, районная организация, республиканский Совет в Грозном и Центральный Совет в Москве. Права и обязанности профсоюзных органов каждого уровня четко расписаны Уставом и соответствующими Положениями. Так вот, 80 % всей практической профсоюзной работы, связанной с условиями труда людей, их заработной платой, пенсиями, пособиями, компенсациями, жилищно-бытовыми условиями и пр., решаются непосредственно первичной организацией.

И когда каждый профсоюзный комитет будет активно исполнять возложенные на него уставные обязанности, настойчиво отстаивая нарушенные права и интересы членов профсоюза перед директором образовательного учреждения, в органах суда и прокуратуры, во властных структурах, при необходимости обращаясь за поддержкой в районные или республиканский советы Профсоюза, голосов типа: «а что мне дал профсоюз, «профсоюз не работает», будет все меньше и меньше…

Таковы некоторые итоги и выводы из прошедшего семинара. А теперь по существу темы нашей конференции: «О повышении роли информационно-воспитательных функций Профсоюза». Правда, разговор об этом, по существу, мы уже ведем. Ведь говоря об активном и постоянном приобретении и пополнении навыков и познаний профсоюзной работы, правильном восприятии роли и места Профсоюза в современном обществе, активизации всех звеньев структуры профсоюза и, прежде всего, профкома первичной организации, уже просматриваются информационно-воспитательные элементы решения этих задач.

Отсюда следует понимание того, как проявляет себя воспитательная функция в профсоюзе.

А особенность ее в том, что воспитательная работа, как отдельное самостоятельное направление, не существует, она пронизывает всю профсоюзную деятельность, являясь ее плотью и кровью, ее задачей и целью.

В этой связи уместно вспомнить ленинское определение профсоюзов как школы обучения, школы воспитания. Надо сказать, что это определение точно и вполне современно. И сегодня, выделяя некоторые актуальные стороны нашей деятельности, рассмотрим их через призму информационно-воспитательного воздействия на членов Профсоюза.

И начать, очевидно, следует с Устава отраслевого Профсоюза.

Беру на себя смелость заявить, что далеко не все коллеги, в том числе находящиеся в этом зале, постоянно руководствуются Уставом как основным внутрисоюзным законом. Мы крайне слабо его пропагандируем и слишком узко разъясняем. В этом, прежде всего, вина республиканского Совета Профсоюза, его аппарата и руководства. Мы ограничились краткой информацией перед председателями профкомов об Уставе Профсоюза, размножили его в тысяча экземпляров и направили во все организации. А там, на местах, он, в лучшем случае, используется как экспонат для профсоюзного уголка.

Устав Профсоюза – это нормативный документ, регулирующий внутрисоюзные отношения, его изучение дает члену профсоюза понимание, что это за организация, в которой он состоит, какие у нее цели и задачи, Устав четко определяет права и обязанности члена профсоюза, профсоюзных органов всех уровней, устанавливает имущественные и финансовые права Профсоюза и пр., пр. Следовательно, изучение Устава дает возможность сформировать правильное представление о Профсоюзе. В этих целях следует использовать весь имеющийся арсенал форм и методов информационно-разъяснительной работы: беседы, громкие читки статей с комментариями, вечера вопросов и ответов, лекции, доклады. Важны в работе постоянные ссылки на Устав, цитирование его статей, очень важно также использовать в целях изучения Устава и нашу профсоюзную кружковую сеть.

В сентябре месяце мы планируем провести совместно со специалистами ЦК Профсоюза установочный недельный семинар по подготовке лекторов по Уставу Профсоюза, они, в свою очередь, проведут семинар-практикум с руководителями профсоюзных кружков с тем, чтобы в течение 2-х, 3-х занятий изучить Устав Профсоюза с учетом того, что в декабре месяце состоится пленарное заседание республиканского Совета, который рассмотрит и примет новый Устав нашего Профсоюза.

Особое значение в плане развития информационно-воспитательной работы следует придать пропаганде и разъяснению законодательных норм, нормативных актов, затрагивающих условия труда, заработную плату, рабочее время и время отдыха и пр. Для нас, для профсоюза, это, прежде всего, Трудовой Кодекс Российской Федерации. Республиканский Совет всегда придавал особое значение разъяснению трудового законодательства. В 2002 году, в год вступления в действие Трудового Кодекса, мы вывезли в г. Нальчик 220 председателей профкомов и с помощью кабардино-балкарских коллег провели недельный семинар по изучению трудового законодательства и практики работы Комиссий по трудовым спорам. Затем рекомендовали руководителям профсоюзных кружков по специальным разработкам провести занятия со слушателями. На всех совещаниях, собраниях, конференциях пытаемся настроить профсоюзный актив на изучение законов о труде. Как я уже говорил, приобретаем в массовом порядке Кодексы и рассылаем по первичным организациям. И все же замечаем, что у нас продолжает сохраняться низкий уровень знаний трудового законодательства.

Понятно – Трудовой Кодекс не роман, запомнить, заучить трудно, однако знать общее содержание и обрести навыки пользоваться им необходимо каждому профсоюзному работнику, председателю профкома.

Следует выработать устойчивое понимание, затем потребность при любых больших и малых трудовых спорах искать ответы их решения в Трудовом Кодексе.

Очевидно, настала потребность иметь в каждом районе одного-двух специалистов, знающих Трудовой Кодекс и в любое время дня и ночи способных дать конкретную консультацию. Республиканский Совет Профсоюза планирует провести недельный установочный семинар по подготовке пропагандистов законодательства о труде, одновременно намерены рекомендовать руководителям профсоюзных кружков провести два-три занятия по изучению Кодекса.

Рассматривая сегодня практическое значение изучения законов о труде, мы понимаем, что другая сторона, я имею в виду работодателей, тоже должна владеть, может быть даже в большей степени, Трудовым Кодексом.

Как вы знаете, Профсоюз стал инициатором и организатором учреждения Союза директоров республики. Уверены, что найдем общие подходы с тем, чтобы совместными усилиями с этой новой общественной организацией руководителей, минимизировать грубые нарушения трудового законодательства, которые в последние годы заметно участились. Планируем провести собрание профсоюзно-хозяйственного актива с участием всех директоров и председателей профкомов образовательных учреждений по обсуждению вопроса о дальнейшем развитии и укреплении социального партнерства на основе действующего законодательства о труде.

Конечно, проведением подобных мероприятий мы не решим накопившиеся вопросы и по задолженности оплаты труда и больничных листков, и других нарушений законов.

Что делать, если вам отключили свет, газ? Ждать очередного совещания или семинара, чтобы поднять этот вопрос? Нет, конечно!

Учитывая, что среди массы постановочных вопросов вопрос о коммунальных услугах все еще остается самым резонансным, есть смысл осветить его несколько подробнее. И сделаем это путем краткого изложения динамики борьбы за решение этого вопроса.

В феврале месяце 2008 года министерство образования и науки направило в рессовет Профсоюза проект постановления Правительства известного под № 172 на предмет представить мотивированное мнение по нему. Мы решительно выступили против принятия этого документа, конкретно изложив причины. Тем не менее, постановление 18 августа 2008 года было принято.

Контроль за его исполнением был поручен заместителю председателя Правительства Магомадову Л.А. В октябре месяце встречаемся с ним и подробно излагаем о фактах грубого нарушения Российского законодательства. Магомадов соглашается с нашими доводами и просит помочь ему подготовить письмо в адрес председателя Правительства Одеса Байсултанова. Готовим, вручаем. Проходит месяц, в ноябре вновь встречаемся с Магомадовым Л.А. После длительных консультаций договариваемся, что Профсоюз готовит письмо в адрес Президента Кадырова Р.А. Готовим, вручаем. Однако проблема так и не сдвинулась с места.

2009 год, февраль. Обсуждаем вопрос на заседании 3-х сторонней республиканской комиссии в Правительстве, в марте месяце проводим расширенное пленарное заседание республиканского Совета Профсоюза, в апреле встречаемся с Председателем Парламента Абдурахмановым Дуквахой,в мае месяце состоялась деловая встреча с руководителем Администрации аппарата Президента и Правительства Селимхановым Магомедом, в июне месяце проводим встречу с заместителем председателя Правительства Магомадовым Л.А., министром образования Музаевым А.А. при участии председателя ЦК Профсоюза Г.И. Меркуловой., в июле-августе работаем с конституционным судом, представляем туда пакет документов на 120 страницах, в сентябре – обращаемся к Прокурору республики, октябре – обращаемся в Верховный суд, декабре – на отчетно-выборной конференции принимаем специальное Обращение к Президенту Чеченской Республики. Однако проблема не решается.

2010 год, январь, при поддержке председателя совпрофа Солтагереева Хусейна встречаемся с директором правового Департамента Правительства и Президента Чеченской Республики, март месяц – организуем деловую встречу профсоюзного актива (240 человек) с министром образования, депутатами, специалистами минфина, комитета по правам человека, в апреле – мае организуем массовые письменные обращения педагогических коллективов Президенту, Правительству, Парламенту, в июле – организуем и направляем мобильные группы профактивистов в Конституционный суд и Парламент, в августе месяце организуем в Доме Профсоюзов Круглый Стол, вновь обращаемся в Прокуратуру Республики, в сентябре месяце повторно обращаемся в Верховный Суд. После некоторых колебаний суд принимает наше заявление в производство. 28 февраля текущего года Прокурор республики направляет протест на имя Председателя Правительства с требованием привести 172 постановление в соответствие с российским законодательством, а 17 марта Верховный Суд отменяет 172 постановление Правительства как незаконное. Вот такая хроника работы профсоюза и ее итог. Здесь нами обозначены наиболее важные действия, а вообще за три года проведено более 30 мероприятий по защите законных прав учителя на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Вы, наверное, заметили, что во многих местах города развешены баннеры с изречением Ахмат-Хаджи Кадырова: «Дала бакъо толайойла!» – «Да поможет Аллах победе правды!». Так вот, есть все основания утверждать о торжестве правды, справедливости и законности.

Однако проблемы все еще остаются. Поставщики коммунальных услуг продолжают оказывать давление на учителей. Что делать? Как реагировать?

Отмена 172 постановления дает право педагогическим работникам как гражданам российской федерации, в том числе, пенсионерам, проработавшим в сельской школе 10 лет, на бесплатное жилье, отопление и освещение. Следовательно, никаких обязанностей по платежам по этим трем видам коммунальных услуг у учителей нет. Денежную компенсацию, выдаваемую на местах, следует передавать коммунальным службам, получить квитанцию и на этом завершить свое участие в этом вопросе.

Что касается задолженности, то ее поставщики коммунальных услуг должны добиваться в установленном законом порядке, т.е. предъявить иск через арбитражные суды не к учителю, а к Российской Федерации, в ее лице минфину РФ, поскольку льгота по коммунальным услугам является федеральной мерой социальной поддержки, а потому должна финансироваться Москвой в полном объеме.

С января месяца этого года вступил в силу Закон РФ, внесший изменения в ст. 55, п. 5 ФЗ «Об образовании». Теперь льгота на коммунальные услуги будет устанавливаться не натурально и бесплатно, а в виде денежной компенсации. Право определять ее размер предоставляется субъектам РФ, при этом в законе сделана оговорка, что объем финансирования на компенсации не должен быть ниже, установленного до 01.01. 2010 г. Парламент Чеченской Республики продублировал указанный закон, правда, не включил в него последний абзац. Однако Глава Республики еще не подписал этот документ. Поэтому на территории Чеченской Республики продолжает действовать прежний механизм предоставления этой льготы, то есть бесплатное жилье, отопление и освещение с учетом членов семьи и пенсионеров.

Что касается практических советов по действиям профсоюзных комитетов в случае нарушения социальных и трудовых прав членов Союза, то об этом мы говорили при каждой нашей встрече с активом, в том числе на прошедшем семинаре.

Прежде всего, не следует устраивать панику, а организованно и коллективно защищаться, отстаивать свои права, письменно обращаясь к руководителю учреждения, представителям местной власти и самоуправления, в государственную инспекцию труда, прокуратуру, в суд и как крайняя мера защиты – объявлять забастовку. Вот перечень дорог, по которым следует идти не по одиночке, а коллективно.

Бог содействует идущему, в профсоюзе нельзя останавливаться – свалишься. Движение, действия, деятельность – вот способ нашего существования. У нас есть организации, где профсоюзные работники, активисты твердо и последовательно отстаивают права и интересы членов профсоюза. Это Грозненский, Шалинский, Надтеречный, Ножай-Юртовский, Курчалоевский, Веденский, Сунженский и другие райсоветы Профсоюза, профсоюзные комитеты Гикаловской, Ассиновской, Галайтинской, Старо-Атагинской, Сельментаузенской, Мескер-юртовской, СОШ № 60 г. Грозный, Ачхой-Мартановской, Алпатовской, Кади-Юртовской и многих, многих других первичных организаций. В народе правильно говорят: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Опыт перечисленных и других коллективов свидетельствует, что любые проблемы можно решить, опираясь на закон и коллективную волю. В этой связи хотел бы несколько слов сказать о вышедшей книге «Хроника борьбы и труда», в которой нашли отражение опыт и практика деятельности республиканской организации профсоюза.

Здесь хотел бы особо подчеркнуть, что это не художественное произведение, не мемуары, а документальное свидетельство того, как первичные, районные организации, республиканский совет отстаивали, защищали образовательную систему, право на профсоюзную деятельность, право на нормальную, достойную жизнь членов нашего Союза. Так уж получилось, что возглавляя профсоюз все прошедшие тридцать лет, мне пришлось на различных этапах и уровнях излагать коллективную волю, коллективные действия всех звеньев нашего профсоюза, а потому моя фамилия оказалась в заголовке книги. Раскрываемый в хронологии процесс борьбы и труда, конечно, поучителен, но не менее важно приложение к книге, в котором помещены документальные свидетельства результатов профсоюзных действий – решения органов власти и управления в пользу работников образования, в пользу учителя. И если сегодня спрашивают «Что сделал профсоюз?», «Чем занимался профсоюз?», хронология дает полный ответ. Поэтому крайне важно, используя весь наш арсенал форм и методов: беседы, лекции, доклады, читки, кружки, и пр.пр., раскрывать и показывать позитивную, созидательную деятельность профсоюза, тем самым формировать у наших членов правильное отношение к профсоюзу и чувство гордости за историю и дела Профсоюза.

Уважаемые коллеги! Я говорил в начале доклада, что отдельных, самостоятельных воспитательных функций у профсоюзов нет, и что любое проводимое мероприятие несет в себе воспитательную нагрузку. Действительно, это так и должно быть так. Проводим ли мы профсоюзное собрание, заседание профкома, Совета, конференцию, то ли смотр, фестиваль, совещание, семинар – все это должно быть так организованно, чтобы каждое мероприятие и по содержанию, и по форме оказывало информационное и воспитательное воздействие на человека. Между тем существуют направления деятельности, которые можно отнести непосредственно к воспитательным функциям. Позвольте на них коротко остановиться.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Речь не о нашем участии, как педагогов, учителей в работе по этому направлению с детьми и учащимися, а о том, что воспитатель сам должен быть воспитан. По инициативе и поддержке Главы Республики Р.А. Кадырова вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, возведены в ранг государственной и даже международной политики, создаются благоприятные условия для возрождения национальных традиций и обычаев, укрепления и развития национального самосознания, языка, культуры, менталитета. И первая наша задача – активно поддержать эту деятельность Главы Республики.

Многие из нас, сегодняшних современников, формировались в советскую эпоху, несем в себе со многим положительным и недостатки тех времен. Поэтому работать над собой, избавляться от посеянных семян сомнений и неверия – есть вторая наша сверхзадача.

Было бы правильно, если бы профсоюзный комитет регулярно приглашал для бесед с педагогическим коллективом имамов мечетей, авторитетных религиозных деятелей, организовывал коллективные экскурсии по святым местам республики, придерживался национальных обрядов и праздников.

В числе практических действий профкомов можно бы рекомендовать выступить с инициативой по борьбе с курением в школе и на ее территории. Мужчин в образовании всего 20 %, думаем, что женское большинство сумело бы помочь им избавиться от этой вредной и осуждаемой исламом привычки.

С духовно-нравственным воспитанием непосредственно связано формирование личности учителя в широком смысле этого слова. Сегодня общественность озабочена тем, как остановить стремительно падающий престиж учителя. Хотя эта проблема комплексная, однако в решающей степени она зависит от власти, от оценки значимости труда учителя. Вы понимаете, что речь идет о заработной плате. Ее крайне низкий уровень вынуждает учителя сбрасывать с себя тогу педагогической этики и бросаться в омут современной жизни на борьбу за выживание. Он хватает часы, правдами и неправдами добивается справки об инвалидности, ветерана труда, повышения квалификационного разряда, устраивает платные дополнительные занятия учащимся, выполняя с ними домашние задания. Оставшись один на один со всеми, в т.ч. домашними проблемами, он перестает работать над собой, не следит за своей речью, внешним видом, не посещает театр, выставки, концерты, не читает художественную литературу и медленно деградируется.

Разумеется, эта мрачная характеристика относится не ко всем учителям. Но описанных, к сожалению, достаточно много, чтобы проявить беспокойство, забить тревогу – как остановить этот негативный процесс.

Республиканский Совет Профсоюза считает, что, во-первых, учителю надо повысить зарплату не на 6,5 % и даже не на 30 %, а в три раза, ну, а если говорить о реальном и возможном, то зарплату в образовательной системе необходимо поднять до среднереспубликанского уровня, т.е. до 14 тысяч рублей, тогда как по нашей отрасли средняя сегодня составляет 9 тысяч рублей. Это решение было бы в русле сегодняшней политики государства, которую неоднократно озвучивал В.В. Путин.

Во-вторых, прекратить незаконные удержания и поборы с учителей, своевременно и в полном объеме выплачивать пособия, компенсации, больничные листки, запретить коммунальной камарилье требовать незаконные платежи за коммунальные услуги.

В-третьих, разработать и принять закон Чеченской Республики «О статусе учителя», подобный действующим в ряде регионов России.

Предлагаемые меры – это лишь условия, основа, с чего надо начинать большую, комплексную и долговременную работу по повышению престижа учителя.

С другой стороны, профсоюзные организации должны разъяснять, что повышать свой авторитет учитель должен, прежде всего, сам, исходя из ясного понимания роли учителя в обществе, он должен осознавать, что учитель не только обучает детей, а является общественным просветителем, хранителем и продолжателем национально-культурных ценностей, образованным, интеллигентным человеком, профессионально грамотным специалистом своего дела.

Сейчас много говорят об учительской этике, культуре, морали. В раздаточном материале, предложенном вам, помещен кодекс учителя, в котором делается попытка определить, каким должен быть учитель, как он должен выстраивать отношения с учениками, родителями, коллегами. Республиканский Совет Профсоюза рекомендует внимательно изучить этот документ, внести свои коррективы и с учетом традиций своих коллективов принять их в качестве принципов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности учителя. Что касается формы и порядка принятия Кодекса, то пусть это будет творчеством профсоюзных комитетов и педагогических коллективов.

Уважаемые коллеги! Подходя к завершению доклада, хотел бы вновь вернуться к довольно актуальной теме внутрипрофсоюзной жизни. Речь об основополагающем принципе профсоюзного движения – о солидарности. Поскольку солидарность – принцип, то проявляется он во всем – в большом и малом деле, солидарность – вездесуща и на поверхности выступает через поступки людей. Следовательно, крайне важно формировать в сознании и поведении членов профсоюза солидарные чувства, солидарные действия.

Воспитание солидарных качеств начинается с формирования понятия своей принадлежности к группе людей общей социальной крови – к профсоюзу, как к своей родной организации.

В Шелковском районе профсоюз развалился, потому что для большинства он был не свой, а чужой, поэтому они к нему и были безразличны. Профсоюз не представлял и не защищал их интересы, а потому они без труда с ним расстались.

А ведь у нас для примера немало организаций, где умеют отстаивать справедливость и законность.

Так, профком Кади-Юртовской СОШ Гудермесского района отстоял право на квартиру учительницы через суд, добился восстановления незаконно уволенного учителя. Профком Алхазуровской СОШ Урус-Мартановского района отстоял в суде право двух коллег на бесплатное жилье с отоплением и освещением, профком Ножай-Юртовской гимназии № 8 добился полного использования надтарифного фонда, что позволило увеличить заработную плату 15 инновационно работающим учителям на 30 %, а профком Зандакской СОШ того же района вовлек в Кредитный Фонд всех 44-х педагогических работников, профком Шалинской СОШ № 4 помог учительнице вернуть незаконно удержанную часть пенсии. Перечень можно продолжить.

Вот такая конкретная поддержка и помощь, ее информационное обеспечение помогают повысить авторитет и престиж профсоюза, укрепляют доверие к его организациям.

Однако путь поддержки должен иметь и обратную дорогу, поэтому следует формировать у члена профсоюза чувства солидарности, взаимной поддержки, причем не только на словах, но и на деле. Возьмем для примера Кредитный Фонд. Суть его в том, что учитель вносит в общую копилку ежемесячно по 300 рублей, чтобы его коллега, срочно нуждающийся в денежных средствах, мог ими воспользоваться и вернуть их в течение года. Это и есть помощь, взаимовыручка, солидарность. Однако, почему мы на местах, порою, встречаем недоверие, внутреннее сопротивление, почему солидарность проявляют только 2 тысячи, почему не 20 тысяч человек?

Первая причина – это низкий уровень разъяснительной работы, с другой стороны – недостаточная степень развития солидарных чувств. Следовательно, задача профсоюзных организаций всех уровней состоит в том, чтобы значительно усилить как организаторскую, так и информационно-воспитательную работу, и проводить ее надо не наскоком и эпизодически, а систематически и постоянно. Эту работу значительно активизировать важно еще потому, что республиканский Совет Профсоюза намерен внести на широкое обсуждение еще одну новацию. Речь идет о втором после коммуналки резонансном вопросе – оздоровлении.

Как вы знаете, государство с 2003 года полностью отказалось от обязательств по организации санаторно-курортного лечения трудящихся. Понимая особую актуальность этого вопроса, мы начали закладывать правовую базу его решения. Так, в 2003 году рессовет внес в Правительство проект постановления «О реабилитации здоровья педагогических работников», который в том же году был принят. В 2006 году мы внесли в Закон «Об образовании в Чеченской Республике» среди других мер социальной поддержки специальную статью по оздоровлению, которая действует и поныне.

Эта законодательная норма обязывает органы власти и управления создать систему оздоровления учителей, в том числе их санаторно-курортное лечение. Сперва на эти цели Правительство выделило 7 миллионов рублей, затем 5 миллионов рублей, в этом году – 3 миллиона рублей, к тому же минфин до сих пор не профинансировал министерство образования на эти цели и не дает никаких гарантий. Кстати, на 3 миллиона рублей можно приобрести лишь 100 путевок, а желающих, точнее нуждающихся – более 10 тысяч человек. Выход нам видится в одном – в солидарных действиях, в создании оздоровительного фонда. Если в этот фонд 10 тысяч учителей ежемесячно будут вносить по 200 рублей, то на эти аккумулированные средства можно ежегодно оздоравливать в санаториях около 1000 человек. Не станем углублять и развивать дальше эту идею. Нам хотелось, чтобы актив понял, что центральная, а за ней и местная власти, по мере углубления рыночных отношений, все больше и больше будут отказываться от установленных еще в советское время мер социальной поддержки населения. Такова логика и закономерность капиталистических отношений, где власть сращивается с бизнесом, интерес которого – накопление капитала. В отчетном докладе 7 съезду Профсоюзов председатель ФНПР Шмаков М.В. подчеркивал: «Сегодня в России есть одно государство, но два народа. Один народ – в состоянии тратить на собственные прихоти ежемесячно десятки тысяч долларов. И второй народ – которому рассказывают о том, что увеличение зарплаты никак невозможно».

В докладе отмечался еще один характерный факт. В 2009 году, когда финансово-экономический кризис достиг апогея, в России появились 23 миллиардера, а 19 миллионов человек опустились за черту бедности. В этом ничего нового нет. Еще древние китайцы говорили: «Когда одна деревня богатеет, две другие разоряются». Вот и в нашем случае один нувориш обогатился миллиардным состоянием за счет обнищания 826 тысяч граждан России. Так что, ждать сегодня от власти или бизнеса поблажек или большей зарплаты – это пустая трата времени. Поэтому в мировой практике трудящиеся, с одной стороны, в борьбе отвоевывают себе отдельные меры социальной поддержки, в том числе достойную заработную плату, а с другой, углубляя и развивая гражданское общество, самоорганизовываются в целях взаимной поддержки и взаимной помощи.

Собственно, на этом пути и мы с вами находимся. Этому объективному историческому движению сопротивляться – значит оказаться на обочине. Следовательно, надо идти по этой дороге, но двигаться, приспосабливаясь, организованно, коллективно, солидарно. Поэтому считаем, что предложенные инновационные формы деятельности профсоюза, как организация Кредитного фонда и Фонда оздоровления, являются, по нашему убеждению, не только формами материальной поддержки и здоровья работников образования, но и факторами, укрепляющими и цементирующими Профсоюз. Вот почему необходимо всем структурам: первичным организациям, районным Советам, республиканскому Совету, штатным профработникам, сплотиться в единую команду, значительно активизировать организаторскую, информационную и воспитательную работу в коллективах по всем направлениям профсоюзной работы.

Один известный английский политик сказал: «Есть три организации, которым не будет бросать вызов ни один разумный человек. Это – римская католическая церковь, королевская гвардия и национальный профсоюз шахтеров».

Вот и наша задача – поставить себя так, чтобы на всех уровнях с профсоюзом считались, как с достойным партнером, представляющим и эффективно отстаивающим права и интересы своих членов.

Позвольте пожелать нам всем на пути создания такого Профсоюза больших успехов, всем вам благополучия, здоровья, счастья!

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Оставить комментарий