Выступление председателя Профсоюза работников образования и науки Чеченской Республики Герзелиева Хизира Магомедовича на профсоюзном Форуме 30 марта 2013 года

размещено в: Документы рессовета | 0

Уважаемые коллеги!

Выступившие передо мной докладчики Эльмурзаева Тамара и Досиева Медина осветили проделанную работу за 2012 год, Год первичной профсоюзной организации.
Можно с чувством удовлетворения заявить – проделана большая организаторская, информационная и правозащитная работа. Мы сумели реализовать все, что задумали, все, что планировали. Есть позитив, есть рост, накоплен опыт.
Теперь важно сохранить, закрепить все положительное, одновременно устраняя все то, что мешает нашему продвижению вперед.
В этой связи позвольте сосредоточить ваше внимание на некоторых узловых проблемах и попытаться извлечь некоторые уроки из накопленного за год опыта.
Прежде хотел бы выделить идеологически составляющую нашей работы и здесь особо отметить возросшую идейную зрелость профсоюзного актива, его правильное понимание уставных целей и задач профсоюза как защитника трудовых и профессиональных прав работников отрасли. Эта позиция четко прослеживалась на прошедших отчетных конференциях и презентациях районных (городских) советов профсоюза и во многих записях профкомов первичных организаций в журналах «Эстафета добрых дел».
Сегодня мы располагаем примерами конкретной адресной помощи и защиты членов нашего союза. Благодаря активной, наступательной позиции профсоюзных работников, председателей первичных профсоюзных организаций, профкомов восстанавливаются работники образования, уволенные с нарушением трудового законодательства, выплачивается неправильно начисленная заработная плата, выдаются без задержек пенсии и пособия, составляется удобное расписание уроков, определяется справедливая учебная нагрузка, проводится досудебная и судебная защита педагогических работников по спорам платежей за коммунальные услуги, выделяются жилье, земельные участки и т.д. и т.п. Подробный перечень работы профсоюзных организаций по реализации функций профсоюза изложен в брошюрке «Дела и заботы профкома (Эстафета добрых дел)», который у вас на руках в раздаточном материале.
В тоже время беспокоит другое, когда значительное число профсоюзных организаций ограничивают свою деятельность проведением торжественных проводов коллег на пенсию, выездом на природу, посещением театра и другими мероприятиями культурно-массового свойства. Конечно, быть добрым легко, а вот быть справедливым – и тяжело, и даже опасно. Здесь много рисков. Однако, уважаемые коллеги, отстаивать права людей – это основное содержание нашей профсоюзной работы, это наша обязанность. В конституции Чеченской Республики в статье 27 записано, что граждане республики имеют право на объединение и создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Заметьте, не для удовлетворения культурных или потребительских запросов, а для защиты интересов и, прежде всего, социально-трудовых и профессиональных интересов. Этот постулат надо понять, осмыслить и выстраивать свою повседневную работу в русле этого направления.
Надо окончательно для себя уяснить, что председатель профсоюзной организации – не массовик-затейник, а – представитель работников, правозащитник.
Однако это вовсе не значит, что не следует навещать больного коллегу, организовывать чествование ветеранов труда, коллективно посещать театр, музей, выезд на природу и пр.пр.
Речь о том, что профсоюзный комитет не должен полагать, что проведением перечисленных мероприятий он выполнил свою функцию. Повторюсь – профсоюзная организация создана и создается с целью защиты прав и интересов своих членов. И делать это надо в формах и методах, установленных законом, поскольку мы можем лишь делать то, что законно.
Практика, в том числе мировая, показывает и доказывает, что эффективнее всего отстаивать и защищать права работников следует через укрепление и развитие социального партнерства, колдоговорных отношений. Коллективные договора в нашей организации приняты в подавляющем большинстве образовательных учреждений – 760, что составляет 97 % от общего числа первичных организаций, а вот уведомительную регистрацию в отделе труда прошли всего 393 договора, т.е. добрая половина коллективных договоров профсоюзными организациями до сих пор не зарегистрирована в соответствующей инстанции.
Мы часто говорим: « Есть коллективный договор – есть профсоюз, нет коллективного договора – нет профсоюза». Если раньше, на начальном этапе восстановления республики, нас устраивал сам факт наличия колдоговора, то сегодня ставится задача, чтобы коллективный договор работал, отражал насущные потребности членов коллектива и выполнялся, как это практикуется в учреждениях Грозненского района, где в приложениях к коллективным договорам учтены интересы каждого работника от вахтера до директора, им произведены различного уровня доплаты и надбавки. К, сожалению, этот опыт все еще не находит должного распространения и применения, как того он заслуживает.
Вы знаете, что в последнее время все чаще и чаще раздаются голоса недовольных профсоюзом, его организациями. Проблема мотивации встает все острее и острее. Так вот, основа основ в мотивации профсоюзного членства – это адресная помощь и конкретные дела в интересах работников, это достойный коллективный договор с достойными льготами и гарантиями для членов профсоюза.
Сегодня мы подписываем республиканские отраслевые Соглашения с Министерством образования и Комитетом Правительства по дошкольному образованию Чеченской Республики. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что положения отраслевых соглашений распространяются на все трудовые коллективы общего и дошкольного образования, важно наиболее существенные и значимые для ваших коллективов положения соглашений включать в основные тексты коллективного договора или в качестве приложений. Давайте твердо уясним, что главной и наиболее результативной формой социального диалога, влияющей на уровень и качество жизни работников образования, является заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений. Другого законного способа повышать жизненный уровень члена нашего профсоюза, завоевать доверие и закрепить его попросту нет.
Поэтому коллективный договор должен быть на устах у профсоюзного активиста, следует приучать себя разговаривать языком колдоговора, постоянно на него ссылаться. Необходимо формировать у членов профсоюза осознанное отношение к колдоговору, к пониманию того, что его условия труда, режим работы, доплаты и надбавки и пр. стали возможными благодаря коллективному договору, который принят и реализуется в результате согласованных действий администрации и профсоюза.
Вопросу договорной политики профсоюза мы уделили особое внимание не случайно. Анализ проведенного конкурса на лучший коллективный договор показал, что далеко не все профкомы первичных организаций относятся с должной ответственностью к этому важному нормативно-правовому документу. Многие договора организации копируют друг друга, в них не прослеживается конкретика, т.е. решение проблем коллектива, не учитываются интересы различных профессиональных групп, к примеру, проблемы техперсонала, лаборантов и других категорий.
А ведь конкретные вопросы в каждом коллективе есть, их надо выявить, сформулировать и ввести в текст колдоговора.
Возьмите такой источник информации, как социальный паспорт. Пять лет мы с ним активно работаем. Однако никак не можем научиться использовать его данные в практической деятельности. Очевидно, потому, что многие организации проявляют формализм при его заключении. К примеру, заполняется графа: всего педагогических работников, далее в т.ч. мужчин, женщин. Когда складываются две последние цифры, то сумма получается меньше, чем всего работников. Выходит, что оставшиеся от этой разницы работники школы – бесполые люди. Или другой пример. Требуется заполнить сведения об образовании: высшее, среднее-специальное, общее среднее. Складываешь эти цифры – опять их меньше, чем общее количество. Выходит, что в школе работают учителями, имеющие начальное и неполное среднее образование.
И вот такое расхождение по многим позициям. Мы собирались на сегодняшний форум подготовить отдельную экспозицию по социальному паспорту, однако убоялись – уж слишком много в нем цифровых нестыковок.
Все это говорит о недостаточно ответственном подходе части профсоюзного актива к составлению социального паспорта. А ведь в нем много вопросов, объективные ответы на которые могли бы лечь в основу конкретной адресной деятельности профкома по социальной поддержке педагогических работников путем их включения в коллективные договора, в повестку для обсуждения на заседании профкома, профсоюзном собрании, при диалоге и консультациях с администрацией школы, обращении в различные инстанции. Приведу несколько примеров. Молодых учителей (до 3-х лет), работающих в школах – 1972. Из них не получают доплату 862. Возникает вопрос, почему? Ведь есть постановление Правительства Республики, отпущены деньги! Другой факт: из 1110 наставников доплату получают – 31. Значит можно решить вопрос стимулирования опытных учителей, но почему-то этого не делают повсеместно. Такой еще пример. В семьях учителей 1245 детей инвалидов, а льготами пользуются лишь половина. Остальные, скорее всего, даже и не знают, что имеют право на дополнительно оплачиваемые отпуска. Если верить вашим сведениям, уважаемые коллеги, то 10 тысяч педагогов за свой счет прошли медосмотр, тогда, как эта процедура производится за счет работодателя, бесплатно. Ну, и наконец, такая цифра: страдающих хроническим заболеванием 1923 учителя, а санаторно-курортным лечением воспользовались лишь 130 человек, тогда, как за счет Фонда социальной поддержки и 80 % профсоюзных путевок можно оздоровить учителей в неограниченном количестве… И так в каждом разделе паспорта можно найти факты, по которым необходимо конкретное вмешательство профсоюзного комитета, конкретное разбирательство, выяснение причин, порождающих проблему, и принятие конкретных мер по наведению порядка, исправлению ситуации. Социальный паспорт –это не только социологический опрос, это существенный информационный документ, побуждающий к поступкам, действиям. Конечно, при одном важном условии, что паспорт составлен предельно объективно, честно и отражает реальную картину социальной обеспеченности педагогического работника.
В этом году, с сентября месяца, республиканский Совет вновь распространит бланки социальных паспортов по первичным организациям. Будут пока охвачены педагогические работники общеобразовательных учреждений и детских садов. Итоги анализа паспортов будут обязательно обсуждены на заседаниях профкомов, районных советов председателей первичных организаций и в республиканском Совете, по итогам которых должны быть приняты практические меры по адресной социальной и иной поддержке педагогических работников.
Уважаемые коллеги! Сегодня хотел поднять еще одну важную профсоюзную тему – это информационно-воспитательная работа. Кстати, по этой теме в прошлом году мы проводили учебно-методическую конференцию. Рекомендации конференции были рассмотрены и утверждены на президиуме республиканского Совета Профсоюза для исполнения и внедрения. Однако заметных сдвигов в этом направлении пока не произошло, в том смысле, что у нас еще не налажена с каждой первичной организацией информационная связь, хотя находимся на пути. Республиканский Совет имеет свой интернет-сайт по различным направлениям профсоюзной работы, есть специальный раздел для первичных организаций, установлена и действует почтовая связь со всеми 18 райсоветами профсоюза. Райсоветы в свою очередь наладили почтовую связь более чем с половиной первичных организаций. Информационный ресурс самих первичных организаций, как показал республиканский конкурс на лучший профсоюзный уголок, пока недостаточен. Профсоюзные стенды первичек, скорее – украшение стен, нежели рабочий орган профкома, регулярно обновляющийся и пополняющийся необходимой информацией. Оперативность, краткость и содержательность – вот основные требования к профсоюзной информации. Важно и другое – доступность информации рядовому члену профсоюза.
В прошлом году мы провели 23 республиканского уровня профсоюзных мероприятий, в которых приняли участие более 2800 членов профсоюза и профсоюзных активистов. Однако недостаток в том, что полная информация о проведенных мероприятиях и принятых ими решениях до рядовых членов профсоюза не всегда доходит.
Здесь мы с вами сильно проигрываем. Перед нами стоит задача значительно активировать и систематизировать работу в этом направлении. С этой целью в аппарате республиканского Совета Профсоюза планируется создать информационный отдел (кстати, необходимо и при каждом профсоюзном комитете образовать комиссию по информационной работе). Начаты переговоры с телевидением о приобретении 20 минутного эфирного времени, договариваемся о ежемесячном выпуске вкладыша к газете «Хьехархо» (учитель).
Как уже было сказано, идет работа по открытию персональных почтовых электронных адресов для председателей первичек. Мы продолжим работу по созданию базовых, опорно-показательных первичных организаций, снабдим их необходимым оборудованием, откроем интернет-канал.
Да, сегодня информационные акценты смещаются в интернет. В тоже время мы должны удерживать и развивать традиционные информационные ресурсы. Профсоюзные уголки, стенды, витрины, стенгазеты, листовки – все это должно работать так, чтобы общественность и, прежде всего наши члены профсоюза, были широко осведомлены – чем занимается профсоюз и как он работает.
В то же время живое слово, общение ничем нельзя заменить. Я говорил, что на наших мероприятиях в прошлом году участвовало 2800 человек. Так вот, если бы каждый из них побеседовал с десятью членами профсоюза, то 28 тысяч человек были бы в курсе наших дел. Если присутствующие в этом зале 800 активистов пообщаются по возвращении в своих коллективах, то 8-10 тысяч членов профсоюза будут осведомлены о нашем форуме…
Подводя итог этой теме, следует заключить, что, широкое развертывание информационной работы, пиар-политики – это вовсе не дань моде, это объективная потребность профсоюза поднять свой имидж, занять достойное место в структуре общества, заявить о себе как о единственном защитнике социально-трудовых и профессиональных прав и интересов работников образования.
Уважаемые коллеги! В этой аудитории, очевидно, нельзя обойти наиболее проблемный и злободневный вопрос о платежах за коммунальные услуги. Как вы знаете Правительством республики принято постановление за № 235 от 29 декабря 2012 года, устанавливающий размер и порядок предоставления компенсации за коммунальные услуги. Этот нормативный документ, как и два предыдущие, принятые в 2008 и 2011 годах, существенно расходится с действующим Федеральным и республиканским законодательствами. Следует, отметить, что 235 постановление Правительства имеет ряд положительных моментов. Так, увеличена денежная компенсация до 1000 рублей, право на компенсацию получили и пенсионеры: значительно упрощена процедура получения денежной компенсации, если в семье несколько педагогов компенсация, оформляется на каждого.
Что касается отрицательных моментов, то их не надо глубоко искать, они на поверхности. Первое. Федеральный закон об образовании определяет, что размер, условия и порядок предоставления компенсации в субъектах РФ устанавливается законодательством субъектов РФ. Следовательно, компенсация должна быть установлена не постановлением Правительства Чеченской Республики, а законом, принятым Парламентом Чеченской Республики. Второе. Закон об образовании в Чеченской Республике устанавливает 100 % компенсацию педагогическому работнику, а не ограниченную в тысяча рублях.
Третье. Закон Чеченской Республики устанавливает для педагогов городов 50% компенсацию. Постановление же Правительства городским учителям компенсацию не предусматривает.
Четвертое. Правительство не предусматривает компенсацию учителям, отапливающим жилье твердым топливом, а таковых у нас — 440 семей, а также учителям, проживающим на квартирах по найму, таковых у нас – 770 человек.
Учитывая все это, республиканский совет обратился в прокуратуру республики. Однако из прокуратуры ответили, что не видят оснований для прокурорского реагирования.
Сейчас остается один канал для воздействия – Парламент. Там, в настоящее время обсуждаются изменения и дополнения в «Закон об образовании в Чеченской Республике» в варианте, предложенном Правительством ЧР, в том числе обсуждаются педагогические компенсации. По всей видимости, депутаты проголосуют за поправки в формулировках, предложенных Правительством. В таком случае 235 постановление приобретет форму Закона.
Не станем дальше полемизировать по этому вопросу, а перейдем к изложению некоторых практических действий. Нам надо обсудить четыре предложения, поступившие в республиканский Совет Профсоюза.
Первое. Обратиться с соответствующим исковым заявлением в Верховный суд Чеченской Республики об отмене 235 постановления Правительства как ущемляющего права педагогического работника и ухудшающего его материальное положение.
Второе. В связи с обсуждением в Парламенте поправок в «Закон об образовании в Чеченской Республике» обратиться с массовыми письмами к руководству Парламента с просьбой не принимать поправки Правительства, поскольку они ухудшают действующий Закон и тем самым снижающий уровень социальной поддержки.
Третье. В день обсуждения на пленарном заседании Парламента поправок к Закону об образовании выставить у здания Парламента профсоюзный пикет протеста.
Четвертое. Если поправки к Закону об образовании будут все-таки приняты, организовать процедуру отзыва депутатов как не оправдавших доверие избирателей с досрочным сложением с них депутатских полномочий.
Эти предложения следует обсудить повсеместно на собраниях, расширенных заседаниях профкомов и представить в письменном виде свое мотивированное мнение представителю республиканского Совета профсоюза до 5 апреля т.г. 9 апреля представители республиканского Совета выносят эти предложения для обсуждения на расширенное заседание президиума республиканского Совета. 16 апреля в Доме Профсоюзов планируется проведение «Круглого стола», с приглашением всех заинтересованных сторон, в т.ч. Парламента, Правительства, Прокуратуры, где будут эти предложения озвучены и прокомментированы. Таковы поэтапные практические действия Профсоюза. Повторяю это варианты, суждения. На первый взгляд они кажутся необычными, а некоторые из них, даже резкими. На самом деле они обыденны, банальны для любого организованного профсоюза, более того – все эти предложения разрешены и предусмотрены действующим законодательством как возможные протестные действия граждан на нарушения их прав и законных интересов.
Уважаемые коллеги! Завершая доклад, хотел бы вновь вернуть вас в лоно внутрипрофсоюзной жизни и коротко обозначить наши структурные изменения.
Мы давно знаем и часто повторяем «Сильная первичка — сильный профсоюз». Однако сам по себе этот лозунг не реализуется. Чтобы первичка была сильной, ей надо помогать, создавать ей соответствующие условия. Эту задачу мы в республиканском Совете пытаемся решать поэтапно. Первым действием был приказ министра образования ЧР о гарантиях профсоюза, в котором были изложены все основные полномочия и права первичных организаций, а также доплата председателю профкома в размере, установленном коллективным договором, вторым действием был так же приказ министра об установлении заработной платы председателю профкома до 120% ставки при наличии 100 и более членов профсоюза, третьим действием – создание базовых первичных организаций, четвертым и пятым действиями можно считать введение института уполномоченных и представителей республиканского Совета Профсоюза. Районные советы профсоюза заменены районными советами председателей первичных профсоюзных организаций. Главная должностная обязанность уполномоченных и представителей – оказание первичке информационной, организационной и методической помощи в решении уставных задач. Однако разовые и даже многоразовые наезды штатных работников могут лишь что-то исправить, что-то подправить, наконец, подтолкнуть дело. Реализация же лозунга: «Сильная первичка – сильный профсоюз» – за председателем профсоюзной организации, за профкомом.
Наполеону приписывают такие слова: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес». Ни один, ни другой термин для нас не подходит. У нас в профсоюзе, как общественной организации вижу иные два рычага, которые могут двигать профсоюзных работников и активистов – это совесть и ответственность. Если эти два качества у человека присутствуют, значит можно быть уверенными, что в организации будет работающий колдоговор и профсоюзный кружок, фонд социальной поддержки и профсоюзный уголок, словом, здесь будут делать все, чтобы и первичка, и профсоюз были сильными!
Позвольте пожелать вам, уважаемые коллеги, успешной работы на пути создания организованной, стабильной и сильной профсоюзной организации, доброй воли и крепкого здоровья!

Дала барт цхьаъ бойла вай!
т1аьхье беркате йойла!
Спасибо за внимание.

Скачать документ

Оставить комментарий