Вступительное слово на открытии «Круглого стола» председателя Профсоюза работников образования и науки Чеченской Республики Герзелиева Хизира Магомедовича 15 апреля 2013 года

размещено в: Документы рессовета | 0

Уважаемые гости, коллеги! Прежде всего, хотел бы присоединиться к словам благодарности всем присутствующим за участие в работе «Круглого стола» по, пожалуй самому животрепещущему вопросу: реализация права педагогических работников на льготы по коммунальным услугам.

Вот уже 5 лет не ослабевает социальная напряженность в педагогических коллективах, причиной которой стало массовое нарушение прав педагога на льготы по коммунальным услугам. Против учителя ополчился весь административный ресурс, не говоря уже о поставщиках коммунальных услуг. На него оказывают массированное давление, запугивают увольнением, отключают газ и электричество, подают иски в суды. Почти каждому третьему учителю предъявлены квитанции с требованием погасить задолженность, доходящую до 120-150 тысяч рублей. Одни, чтобы освободиться от излишней эмоциональной нагрузки, погашают, так называемую задолженность, другие – обращаются в суды. Судами за это время рассмотрено 187 дел. Что ж, непривычный, но вынужденный способ защиты! Несмотря на то, что судами, за единичным случаем, принимаются решения, основанные на действующих федеральных и республиканских законах, давление на учителя, как говорится, продолжает иметь место.
Не стану распространяться о пагубных воздействиях этих действий на учебно-воспитательный процесс, а попытаюсь коротко изложить наше профсоюзное видение правовой стороны этого вопроса.
Прежде всего, следует выделить, что педагогические работники до 2011 года пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Эта мера социальной поддержки была мерой федеральной и финансировалась центром. С 2011 года федеральным Законом натуральная и бесплатная льгота заменена денежной компенсацией.
Размер этой компенсации устанавливается законодательным актом субъекта РФ за счет средств субъектов РФ. При этом закон обязал субъекты РФ не снижать объем финансирования этой меры социальной поддержки, которая действовала до введения компенсации.
По информации нашего Центрального Совета Профсоюза в подавляющем большинстве территории изыскали средства для сохранения льготы, и только в 15 территориях, в том числе и по нашей республике, эта мера значительно снижена.
Мы не отрицаем того, что оспариваемое постановление Правительства № 235 от 29 декабря 2012 года имеет ряд положительных моментов по сравнению с ранее принятыми решениями по этому вопросу. Так:
1. Устанавливается ежемесячная денежная компенсация в размере 1000 рублей, это, конечно, больше чем 360 рублей.
2. Компенсацией охвачены все педагогические работники, в том числе вожатый, методист, мастер производственного обучения, а также учителя-пенсионеры, проработавшие 10 лет в сельской школе.
3. Значительно упрощена процедура получения компенсации.
4. Если в семье два и более педагогических работников, компенсация оформляется на каждого.
Ну, а в остальном 235 постановление значительно снижает уровень социальной поддержки педагога.
Во-первых, Закон об образовании Чеченской Республики устанавливает 100 % компенсацию педагогическому работнику, а не ограниченную в 100 рублях.
Второе, Закон об образовании в Чеченской Республике устанавливает компенсацию и для учителя городов ЧР, Постановление же исключает для них эту меру социальной поддержки.
Третье. Постановление не предусматривает компенсацию для учителей, отапливающих жилье твердым топливом, таковых у нас 440 семей, и учителей, проживающих на квартирах по найму, таковых – 770 человек.
Ну, и наконец, федеральным законом об образовании определено, что размер, уровень и порядок предоставления компенсации устанавливается законодательством субъектов РФ. Так вот, везде, где бы мы не интересовались, вначале Парламентами субъектов принимался закон с установлением размера, а затем Правительством этих территорий определялся порядок выплаты денежной компенсации.
К примеру, законом Ставропольского края педагогическим работникам предоставлена, цитирую: «денежная компенсация в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения». Другим пунктом уточнено, что, «размер денежной компенсации рассчитывается с учетом количества членов семьи педагогического работника (супруг, супруга, дети, родители), проживающих совместно с ним и не получающих меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения по иным основаниям». А две недели спустя, Правительство края утвердило Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации.
У нас же все время получается наоборот, телега впереди – лошади: сперва Правительство принимает Постановление, затем Парламент, сообразуясь с этим нормативным документом, принимает закон.
Сейчас в нашем Парламенте обсуждаются поправки к Закону об образовании в Чеченской Республике в варианте, предложенном Правительством ЧР. Если депутаты проголосуют за эти поправки, то 235 постановление приобретает силу законодательного акта, а это, по нашему утверждению, приведет к значительному снижению социальной обеспеченности учителя, нарушению его конституционных прав. В 52 статье Конституции ЧР, десятилетие которого недавно широко отмечалось в республике, записано: «В Чеченской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина».
В течение 2012 года нами предпринималось не мало мер, чтобы голос учительского сообщества, профсоюза был услышан и в Правительстве, и в Парламенте. Однако наши усилия оказались недостаточными. Поэтому было решено провести Круглый стол вот в таком составе, обменяться мнениями, найти общие подходы для решения проблемы и обратиться к депутатам Парламента: проявить принципиальность, отклонить поправки Правительства к Закону об образовании и установить полную компенсацию расходов с учетом членов семей, исходя из фактических затрат на коммунальные услуги.
А если говорить о компромиссном варианте, то можно бы согласиться на временную меру, скажем, на 2 года, по установлению денежной компенсации в размере 2,5 тысячи рублей, затем вернуться вновь к исполнению закона, т.е. 100 % возмещению затрат учителя на коммунальные услуги. Варианты же, обсуждаемые в Парламенте, если говорить о вещах открыто, своими именами, способны нанести вред престижу учителя, школы, образования, а значит в целом республике.
Поэтому надо объединиться, сплотиться и общими усилиями убедить инициаторов поправок в Закон об образовании в Чеченской Республике не выходить в своих действиях за рамки законов Российской Федерации и Чеченской Республики.
Благодарю за внимание.

Оставить комментарий