пр-т Х.Исаева, д. 36 Грозный Чеченская Республика 364024
8 (8712) 22-22-26

Информация заведующего правозащитного отдела рессовета Профсоюза образования Мадаева Хезири Джамалдиновича 15 апреля 2013 года

Уважаемые участники «круглого стола»!

Настоящее мероприятие проводится в связи с принятием постановления Правительства Чеченской Республики от 29.12.2012 г. № 235 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее – Постановление).
Это третье постановление с августа 2008 года, принимаемое Правительством Чеченской Республики по мерам социальной поддержки педагогических работников.
Первое постановление Правительства Чеченской Республики от 08.08.2008 г. № 172 предусматривало на работающего педагогического работника меры социальной поддержки, на основании которого на каждого педагога выделялось 360 рублей. Это постановление было опротестовано и признано недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного суда Чеченской Республики от 17.03.2011 года как противоречащее Закону РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Закону ЧР от14.12.2006 г. № 52-ФЗ «Об образовании в Чеченской Республике», имеющим большую юридическую силу.
Несмотря на требования части 4 статьи 253 ГПК РФ о том, что «Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта».
Правительством ЧР 8 декабря 2011 г. принимается второе постановление за № 221 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в Чеченской Республике», на основании которого также выделялись 360 рублей как меру социальной поддержки педагогическим работникам,
Постановление № 221 являлось аналогом постановления № 172, признанного недействующим, так как предусматривает выделение денег в размере 360 рублей лишь на работающего педагога, а члены семьи лишались этого права.
29.12.2012 г. Правительством ЧР принято третье постановление № 235 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которое установило 1000 рублей в качестве меры социальной поддержки педагогическим работникам и пенсионерам из числа педработников вышедшим на пенсию. Эти денежные средства не покрывают расходы педагогических работников, а также постановление противоречит действующему федеральному и республиканскому законодательствам.
Мы часто слышим, что наша республика дотационная, и в бюджете республики нет денежных средств на меры социальной поддержки для педагогических работников.
Давайте посмотрим, что говорит законодатель об этом, и дает ли он нам право на уменьшение объема мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных федеральным и региональными законами?
Давайте обратим внимание на требования следующих Федеральных законов:
1)Статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» гласит, что «нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона) не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу настоящего Федерального закона».
2)Пункт 7 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) гласит, что «Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета»;
3)Постановление Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», и приказ Министерства финансов РФ от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 года № 480-О-П «По жалобе гражданки Шуровой Элеоноры Александровны на нарушение ее конституционных прав Законом Республики Бурятия «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» установило, что субъект Российской Федерации — в случае нехватки финансовых средств, необходимых для обеспечения предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных льгот проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, с учетом их общей численности — вправе рассчитывать на выделение дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку на Российской Федерации как правовом социальном государстве, взявшем на себя выполнение публично-правовых обязательств, лежит обязанность обеспечить в рамках осуществленной федеральным законодателем передачи субъектам Российской Федерации полномочия по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, установление такого регионального правового регулирования, которое позволяет сельским пенсионерам из числа бывших педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений реализовать в полном объеме право на эти льготы вне зависимости от места их жительства на территории Российской Федерации и возможного его изменения в пределах страны.
Все перечисленные документы говорят о том, что финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Далее обратимся к Закону Чеченской Республики от 14.12.2006 г. № 52-РЗ «Об образовании в Чеченской Республике».
В пункте 2 части 5 статьи 51 данного Закона (действующая редакция) сказано, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательствами РФ и Чеченской Республики, пользуются правом на предоставление стопроцентной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а в городах Грозный, Гудермес, Аргун, Урус-Мартан, Шали — пятидесятипроцентной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Давайте определим, на какие действия по вопросу предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам предоставлено право Правительству Чеченской Республики частью 6 статьи 51 данного Закона.
В части 6 статьи 51 данного Закона сказано, что Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных в части 5 настоящей статьи, педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается Правительством Чеченской Республики.
Как мы видим, право установления размера и условий на меры социальной поддержки Парламент Чеченской Республики оставил за собой и не передал эти полномочия органам исполнительной власти Чеченской Республики. Это показывает, что при принятии постановления от 29.12.2012 г. № 235 Правительство Чеченской Республики вышло за рамки предоставленного права.
Чтобы остудить страсти и споры по данной проблеме, посмотрим, что сказано по этому вопросу в конституциях РФ и Чеченской Республики.
Пункт 5 статьи 76 Конституции РФ гласит, что «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Абзац второй пункта 1 статьи 6 Конституции Чеченской Республики гласит, что «По предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Чеченской Республики. В случае противоречия между федеральным законом и законом Чеченской Республики, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует федеральный закон».
Эти нормы конституций РФ и ЧР показывают нам, что нельзя принимать на уровне субъекта РФ законы и нормативные правовые акты по совместным полномочиям РФ и субъектов РФ, противоречащие федеральным законам, а вопросы образования, согласно статьи 72 Конституции РФ, относятся к совместным полномочиям.
Мы видим лишь один единственный путь решения этой проблемы. Это путь принятия Правительством Чеченской Республики не противоречащего действующим федеральным и республиканским законам нормативного правового акта в рамках предоставленного им права.
В письме от 13.06.2012 года за № 1012/13 министерство финансов Чеченской Республики заверило нас, что в проекте бюджета Чеченской Республики на 2013 год предусматриваются денежные средства на расходы по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, включая проживающих с ними членов их семей, проживающим и работающим в сельской местности.
Этого до сих пор не произошло, но мы оптимисты и верим, что вопрос о мерах социальной поддержки будет решен в соответствии с действующим законодательством без тяжб, как и в других субъектах Российской Федерации даже с дотационными бюджетами.




Спасибо за внимание.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *