Выступление на августовской конференции педагогических работников
26 августа 2011 г.
Уважаемый Андрей Александрович! Уважаемые гости, коллеги.
Позвольте в преддверии нового учебного года, праздника Дня знаний, сердечно приветствовать вас, пожелать успешной работы нашей конференции.
Как видно из доклада министра и выступлений коллег, прошедший год для образования республики, как и многие другие годы, был периодом становления, роста и развития. Успехи, безусловно, на лицо.
Однако наша система образования еще не в полной мере удовлетворяет все растущие потребности общества, государства. Поэтому к школе сегодня особое внимание. Об этом свидетельствуют инициативы первых руководителей государства Д.Медведева, В.Путина и республики Рамзана Кадырова по совершенствованию работы школы, укреплению ее материальной и учебной базы.
Повторяю, результаты есть, они впечатляющие, но мы еще не достигли того уровня, когда можно решать все поставленные перед школой задачи. К примеру, чтобы развернуть в полном объеме новые образовательные стандарты, необходимо дополнительных 90, а с учетом роста населения — и все 100 образовательных учреждений.
К школе приковано внимание не только государственных деятелей, чиновников от образования, но и общественности. Свидетельством тому является ее заинтересованное участие в обсуждении Закона об образовании.
Надо отдать должное авторам законопроекта – они внимательно отнеслись ко многим замечаниям и предложениям по проекту. Если в первом варианте законопроекта, опубликованном в мае 2010 г., содержалось 19 глав и 170 статей, то во втором варианте 139 статей и 19 глав. После проведения общественного обсуждения и доработки текст законопроекта в редакции на 15 июля 2011 г. (т.н. 3 версия) оптимизирован и состоит из 15 глав и 114 статей.
Профсоюзные организации отрасли также заинтересованно и по-деловому обсуждали на всех уровнях Закон об образовании, консолидированно внесли в него свои предложения и поправки. Были сформулированы предложения к 20 статьям законопроекта, содержащие более 60 поправок.
По информации ЦС Профсоюза учтено полностью или с редакционными изменениями – 22 поправки, а вот более 60 % поправок, в т.ч. принципиального характера, не были учтены. Поэтому решено продолжить участие по общественному обсуждению в сети Интернет и других формах нового текста законопроекта и в ходе его доработки настаивать на включении внесенных поправок. Понятно, что профсоюз интересует, прежде всего, вопросы, связанные с условиями труда и заработной платы работников образования. В проекте закона, как известно нашли отражение эти вопросы. Однако, на наш, взгляд многие из них не достаточно конкретизированы.
В ст. 48 п. 2 торжественно провозглашается, что «Государство признает особый статус педагогических работников в обществе». Пока не ясно – то ли учителя поднимают до уровня государственного служащего, то ли в разы увеличивают заработную плату. В п. 8 этой статьи устанавливается, что зарплата педагогических работников должна быть не ниже средней зарплаты работников, занятых в экономике субъекта РФ.
Однако не только в нашей республике, но и во многих территориях Северо-Кавказского федерального округа, как таковой экономики нет. Поэтому было бы разумно зарплату учителя поднять до средней по экономике в целом по России.
В 10 пункте рассматриваемой статьи 48 проекта закона определено право учителя на возмещение расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодической печати. При этом размер и порядок возмещения расходов на эти цели устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. А где школе взять средства для возмещения этих затрат учителя? Тоже проблема.
Далее. Половинчато решен, на наш взгляд, самый резонансный вопрос – вопрос о коммунальных услугах.
Право на бесплатное жилье с отоплением и освещением заменено на компенсацию, полномочия по определению механизма возмещения расходов переданы субъектам. Однако в этом пункте опущена существенная статья, записанная в федеральном Законе № 439-ФЗ от 29 декабря 2010 г., которая устанавливает, что субъекты не могут снижать объемы мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам по коммунальным услугам…
То, что субъектам передаются все большие и большие полномочия по вопросам социального обеспечения, – это хорошо. Вместе с тем было бы правильно, если бы одновременно с этими правами Центр передавал и соответствующие денежные средства. Сейчас повсеместно складывается такая ситуация: полномочия есть, а денег нет. Такой пример. Громогласно объявили, что с 1 сентября учителям повысят зарплату на 30 %, а повышают на 23,5 %. Говорят – больше денег не отпускают. Или другой пример. С 1 сентября в отрасли вводят новую систему оплаты труда, а при этом никаких дополнительных средств на стимулирующую часть не предусматривается. При таком подходе к делу настраивать людей на активную творческую работу весьма проблематично.
Не раз приходилось подчеркнуть, что образование, как живой организм, меняется и должен меняться. Нужны новые подходы, новая идеология, новые книги, новые методики. Однако любую перестройку, любую инновацию надо начинать с учителя.
До тех пор, пока он будет озабочен тем, как выжить, как обеспечить семью, при всем желании цели модернизации, как, впрочем, и другие новации, будут формализованы. Вроде бы все это осознают, понимают. В то же время меры, принимаемые по обеспечению материального положения учителя, носят половинчатый, а точнее – скупердяйный характер. Потому, на наш взгляд, и буксует перестройка в образовании вот уже 20 лет.
Если общество, государство ставят задачу повысить качество образования, дайте учителю достойную зарплату, остальное он сделает сам…
Хотел бы обозначить еще одну важную проблему. Речь о привлечении общественности к управлению школой. Считаем событием особой значимости, что в отрасли учреждены еще две общественные организации: союз директоров общеобразовательных учреждений и союз родителей учащихся. Эти организации начали активную работу и подают хорошую надежду, что займут достойное место в образовательном процессе. Теперь важно найти механизм постоянного взаимодействия общественных организаций, органов управления образованием и структур власти.
Распоряжением Правительства за № 279 от 18 июня 2011 года создана республиканская комиссия по контролю за выполнением комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики. Она и могла бы, на наш взгляд, при ответственном отношении к делу оказать решающее воздействие на ускорение перестройки образования в республике, на повышение его качественных показателей.
В заключение позвольте еще раз поздравить вас, а в вашем лице все учительство республики, с наступающим праздником 1 сентября, а также священным праздником Ураза-Байрам, пожелать бодрости духа, здоровья, благополучия вашим семьям, успехов в труде.
Дала барт цхьаъ бойла вай!
Т1аьхье беркате йойла!
Спасибо за внимание.
Герзелиев Х.М., председатель Чеченской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования.