Выступление на августовской конференции педагогических работников 26 августа 2011 г.

 

Выступление на августовской конференции педагогических работников

26 августа 2011 г.

 

Уважаемый Андрей Александрович! Уважаемые гости, коллеги.

 

Позвольте в преддверии нового учебного года, праздника Дня знаний, сердечно приветствовать вас, пожелать успешной работы нашей конференции.

Как видно из доклада министра и выступлений коллег, прошедший год для образования республики, как и многие другие годы, был периодом становления, роста и развития. Успехи, безусловно, на лицо.

Однако наша система образования еще не в полной мере удовлетворяет все растущие потребности общества, государства. Поэтому к школе сегодня особое внимание. Об этом свидетельствуют инициативы первых руководителей государства Д.Медведева, В.Путина и республики Рамзана Кадырова по совершенствованию работы школы, укреплению ее материальной и учебной базы.

Повторяю, результаты есть, они впечатляющие, но мы еще не достигли того уровня, когда можно решать все поставленные перед школой задачи. К примеру, чтобы развернуть в полном объеме новые образовательные стандарты, необходимо дополнительных 90, а с учетом роста населения — и все 100 образовательных учреждений.

К школе приковано внимание не только государственных деятелей, чиновников от образования, но и общественности. Свидетельством тому является ее заинтересованное участие в обсуждении Закона об образовании.

Надо отдать должное авторам законопроекта – они внимательно отнеслись ко многим замечаниям и предложениям по проекту. Если в первом варианте законопроекта, опубликованном в мае 2010 г., содержалось 19 глав и 170 статей, то во втором варианте 139 статей и 19 глав. После проведения общественного обсуждения и доработки текст законопроекта в редакции на 15 июля 2011 г. (т.н. 3 версия) оптимизирован и состоит из 15 глав и 114 статей.

Профсоюзные организации отрасли также заинтересованно и по-деловому обсуждали на всех уровнях Закон об образовании, консолидированно внесли в него свои предложения и поправки. Были сформулированы предложения к 20 статьям законопроекта, содержащие более 60 поправок.

По информации ЦС Профсоюза учтено полностью или с редакционными изменениями – 22 поправки, а вот более 60 % поправок, в т.ч. принципиального характера, не были учтены. Поэтому решено продолжить участие по общественному обсуждению в сети Интернет и других формах нового текста законопроекта и в ходе его доработки настаивать на включении внесенных поправок. Понятно, что профсоюз интересует, прежде всего, вопросы, связанные с условиями труда и заработной платы работников образования. В проекте закона, как известно нашли отражение эти вопросы. Однако, на наш, взгляд многие из них не достаточно конкретизированы.

В ст. 48 п. 2 торжественно провозглашается, что «Государство признает особый статус педагогических работников в обществе». Пока не ясно – то ли учителя поднимают до уровня государственного служащего, то ли в разы увеличивают заработную плату. В п. 8 этой статьи устанавливается, что зарплата педагогических работников должна быть не ниже средней зарплаты работников, занятых в экономике субъекта РФ.

Однако не только в нашей республике, но и во многих территориях Северо-Кавказского федерального округа, как таковой экономики нет. Поэтому было бы разумно зарплату учителя поднять до средней по экономике в целом по России.

В 10 пункте рассматриваемой статьи 48 проекта закона определено право учителя на возмещение расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодической печати. При этом размер и порядок возмещения расходов на эти цели устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. А где школе взять средства для возмещения этих затрат учителя? Тоже проблема.

Далее. Половинчато решен, на наш взгляд, самый резонансный вопрос – вопрос о коммунальных услугах.

Право на бесплатное жилье с отоплением и освещением заменено на компенсацию, полномочия по определению механизма возмещения расходов переданы субъектам. Однако в этом пункте опущена существенная статья, записанная в федеральном Законе № 439-ФЗ от 29 декабря 2010 г., которая устанавливает, что субъекты не могут снижать объемы мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам по коммунальным услугам…

То, что субъектам передаются все большие и большие полномочия по вопросам социального обеспечения, – это хорошо. Вместе с тем было бы правильно, если бы одновременно с этими правами Центр передавал и соответствующие денежные средства. Сейчас повсеместно складывается такая ситуация: полномочия есть, а денег нет. Такой пример. Громогласно объявили, что с 1 сентября учителям повысят зарплату на 30 %, а повышают на 23,5 %. Говорят – больше денег не отпускают. Или другой пример. С 1 сентября в отрасли вводят новую систему оплаты труда, а при этом никаких дополнительных средств на стимулирующую часть не предусматривается. При таком подходе к делу настраивать людей на активную творческую работу весьма проблематично.

Не раз приходилось подчеркнуть, что образование, как живой организм, меняется и должен меняться. Нужны новые подходы, новая идеология, новые книги, новые методики. Однако любую перестройку, любую инновацию надо начинать с учителя.

До тех пор, пока он будет озабочен тем, как выжить, как обеспечить семью, при всем желании цели модернизации, как, впрочем, и другие новации, будут формализованы. Вроде бы все это осознают, понимают. В то же время меры, принимаемые по обеспечению материального положения учителя, носят половинчатый, а точнее – скупердяйный характер. Потому, на наш взгляд, и буксует перестройка в образовании вот уже 20 лет.

Если общество, государство ставят задачу повысить качество образования, дайте учителю достойную зарплату, остальное он сделает сам…

Хотел бы обозначить еще одну важную проблему. Речь о привлечении общественности к управлению школой. Считаем событием особой значимости, что в отрасли учреждены еще две общественные организации: союз директоров общеобразовательных учреждений и союз родителей учащихся. Эти организации начали активную работу и подают хорошую надежду, что займут достойное место в образовательном процессе. Теперь важно найти механизм постоянного взаимодействия общественных организаций, органов управления образованием и структур власти.

Распоряжением Правительства за № 279 от 18 июня 2011 года создана республиканская комиссия по контролю за выполнением комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики. Она и могла бы, на наш взгляд, при ответственном отношении к делу оказать решающее воздействие на ускорение перестройки образования в республике, на повышение его качественных показателей.

В заключение позвольте еще раз поздравить вас, а в вашем лице все учительство республики, с наступающим праздником 1 сентября, а также священным праздником Ураза-Байрам, пожелать бодрости духа, здоровья, благополучия вашим семьям, успехов в труде.

 

Дала барт цхьаъ бойла вай!

Т1аьхье беркате йойла!

 

Спасибо за внимание.

 

Герзелиев Х.М., председатель Чеченской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *