29 июля 2013 г. г. Грозный
Уважаемые коллеги! Уважаемые гости!
По сложившейся традиции в конце июня месяца мы завершаем учебный год в системе профсоюзного обучения проведением учебно-методических конференций.
Плановым обучением профсоюзного актива и профсоюзных работников мы начали заниматься с 2007 года открытием постоянно действующего семинара (ПДС) при республиканском Совете Профсоюза, а в июне 2008 года была проведена первая учебно-методическая конференция по теме: «Роль и место Профсоюзов в структуре современного общества. Пути повышения эффективности профсоюзной работы».
На второй конференции в 2009 году мы обсудили актуальный вопрос: «О формировании положительного имиджа Профсоюза, и освоение инновационных форм и методов работы».
Третья учебно-методическая конференция 2010 года была посвящена роли профсоюзных кружков в реализации идей модернизации образования.
На четвертой конференции, которая прошла в июне 2011 года, обсуждались вопросы повышения информационно-воспитательных функций профсоюза.
Сегодня, на нашей пятой по счету учебно-методической конференции, мы рассмотрим очень важную и злободневную тему о формировании профсоюзного мировоззрения, чувства солидарности и веры в профсоюз в преломлении к работе профсоюзных кружков.
На внешний взгляд тема необычная для слуха профсоюзного активиста. Даже для некоторых наших профессиональных товарищей она показалась слишком идеологизированной и непрофсоюзной.
На самом же деле вопросы формирования профсоюзного мышления, стойкой убежденности приобретают на современном этапе профсоюзного движения все большую и большую остроту и значимость.
Такое внимание к этим проблемам вызвано рядом внешних и внутренних причин.
Как вы знаете, наше общество стало на путь рыночных отношений.
Чем шире и глубже становятся эти отношения, тем больше противоречий между трудом и капиталом. Говорят, что это – исторически неизбежный признак капитализма в период первоначального накопления капитала. Возможно, это и так. Однако стремление нарождающейся российской буржуазии разбогатеть за счет открытой эксплуатации становится все очевиднее. Выражается это в том, что апологеты бизнес-класса все активнее и напористее стали требовать изменения Трудового Кодекса РФ, как, якобы закона, регулирующего отжившие просоветские нормы трудовых отношений.
Они выступили с рядом законодательных инициатив, предоставляющих право собственникам использовать заемный труд, требуют увеличения рабочего времени до 12 часов, право на увольнение работника без мотивации, регулирование трудовых отношений не с профсоюзом, а советом трудового коллектива, стали издавать и распространять различные пособия, в которых даются советы и консультации, как вести борьбу с профсоюзом, их лидерами и пр.пр. Конечно, не весь бизнес выступает с подобной агрессией, речь идет о наиболее радикальной части предпринимателей. И надо сказать, что они сумели добиться определенных «успехов». Так, ими было инициировано постановление Конституционного суда РФ об исключении из законодательства положения, при котором работодатель не имел право уволить или наказать председателя профкома без согласия вышестоящего профсоюзного органа. Теперь неугодного профлидера работодатель может уволить в общем порядке, на общих основаниях.
Конечно, Профсоюз не дремлет. Активно, аргументированно, со знанием дела выступает против действий представителей бизнеса ФНПР, его председатель Шмаков М.В. Благодаря активной деятельности заместителя председателя ФНПР, председателя комитета по труду Государственной Думы Исаева А.К., принят федеральный закон, запрещающий заемный труд.
Так что, борьба идет, хотя и с переменным успехом.
Если наверху процесс борьбы за законные интересы трудящихся сторонами ведется в какой то мере мирно, через законодательные инициативы, в формах диалога, спора, иногда и резких, то на низовых уровнях все решается проще – через волевые действия работодателя и никаких дискуссий. Для иллюстрации этого вывода приведу несколько примеров. Чтобы избавиться от непослушного председателя профкома, директор одной из сельских школ издал приказ о его освобождении от этой должности и этим же приказом назначил председателем другого, более «понятливого».
В другой ситуации заведующий районным отделом образования потребовал от директоров школ организовать коллективный выход работников из профсоюза. За три дня общие списки с подписями были собраны, районная организация самораспустилась, и проблема увольнения «неугодного» председателя районного звена профсоюза была решена.
В третьем случае бухгалтерия министерства образования дает указания районным отделам образования приостановить отчисление членских взносов профсоюзу. И эта телефонная директива выполняется в тот же день.
Разумеется, все эти три случая разрешены в соответствии с законодательством: приказ об освобождении председателя профсоюзной организации аннулирован, районная профсоюзная организация возобновила свою деятельность, восстановлен порядок уплаты членских профсоюзных взносов безналичным путем. Справедливость, как говорится, восторжествовала. Но в этих примерах важно проследить за внутрисоюзным состоянием, за реакцией членов профсоюза и актива. Так, приказ об освобождении председателя был воспринят в первичной организации как должное, никого это не возмутило; заранее составленный администрацией общий список о выходе из профсоюза подписывался учителями безропотно, а в ряде школ подписи по поручению директоров собирали сами председатели первичных организаций; беспричинная и немотивированная приостановка отчислений членских взносов бухгалтериями была воспринята частью актива и даже работников как способ замены руководства отраслевого Профсоюза, гадали – кого же пришлют.
Несмотря на то, что приведенные примеры имеют историю 5-6 летней давности, актуальности своей они не утратили в смысле того, как мы реагируем на тот или иной способ вмешательства в профсоюзную жизнь, насколько мы сильные идейно и организационно, чтобы коллективно защитить и отстоять свой коллективный орган, какова степень нашей убежденности и веры в профсоюз, чтобы дать аргументированный отпор на незаконные действия и попытки навязать нам ложный путь развития.
Давайте представим себе такую ситуацию. Администрация школы собрала коллектив и предложила списком выйти из профсоюза. Выступил директор, его активно поддержали завучи: путевок нет, материальной помощи нет, новогодних подарков нет – зачем такой профсоюз, один процент, хоть и небольшой, но пусть он будет у себя в кармане.
Скажите, уверены ли мы, что этот список никто не подпишет? Нет такой уверенности! А теперь скажите, способны ли мы, профсоюзные работники и активисты, аргументированно доказать необходимость профсоюзной организации, ее роль в установлении законности и справедливости в коллективе? К, сожалению, не все мы готовы к такой открытой полемике и дискуссии. Не знаем, например, какую работу в интересах работников проводит ФНПР, наш Центральный Совет Профсоюза, республиканский Совет, районная организация, какими возможностями и законом предоставленными правами обладает первичная организация, профсоюзный комитет. Более того, мы не всегда уверены, что нашу речь по защите профсоюза активно поддержат рядовые члены профсоюза.
Все это вместе взятое дает нам основание полагать, уважаемые коллеги, что мы еще не очень твердо стоим на земле, любое, даже маленькое, дуновение ветра способно свалить нас с ног. А потому укреплять свои ряды посредством формирования профсоюзного мировоззрения, солидарности, веры в профсоюз одна из наших центральных задач. И в этой работе профсоюзный кружок должен занять особое место и как форма правового и экономического всеобуча, и как важный информационный канал о деятельности профсоюза, его руководящих органов, и как ядро, где формируются убежденные и активные сторонники и защитники профсоюза.
Удается ли решать эти задачи в кружках? Давайте немного порассуждаем на эту тему.
Но, прежде всего, коснемся организационной стороны дела.
Мы давно принимали решение обеспечить в каждой первичной профсоюзной организации работу профсоюзного кружка. Однако не форсировали их расширение. Теперь, когда у нас есть учебно-методический кабинет, создан институт уполномоченных и представителей, накоплен определенный опыт, мы смело можем идти на развитие и расширение сети профсоюзных кружков.
В сентябре, на старте нового 2012-2013 учебного года, было объявлено об организации 353 кружков. Из них 15 – в дошкольных учреждениях, 18 – в учреждениях дополнительного образования и 320 – в школах. К финишу в мае месяце пришло 296, недоставало 57 кружков. Это, в основном, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования и 18 – в школах.
Здесь формальный принцип «отряд не заметил потери бойца» применим быть не может. Роспуск профсоюзного кружка должен восприниматься в профсоюзном комитете как «ЧП» и должны приниматься все меры для возобновления его работы.
При этом, все мы хорошо осознаем, что полноценную работу кружка определяет тот, кто его возглавляет. В целом качественный состав руководителей кружков удовлетворяет. Подавляющее большинство из них – председатели первичных организаций – имеют высшее образование, 70,,5 % руководителей кружков – это учителя предметники, 75 % – имеют высшую и первую квалификационную категорию. По возрасту руководители распределились так: до 30 лет – 35 человек, до 40 лет – 75 человек, до 50 лет – 98 человек, и свыше 50 лет – 145 человек. Стаж в должности руководителя кружка выглядит следующим образом: 24 человека – впервые возглавили кружки, 117 – работают второй год, 3 года – 42 человека, 4 года – 36 и с 5-летним стажем – 34 человека. Что касается педагогической нагрузки, то 80 % имеют ее от 9 до 24 часов, свыше 24 часов – 59, в том числе 33 человека имеют учебную нагрузку 30 и более часов. Несколько смущает и другое: 158, т.е. 45 % руководителей кружков ведут классное руководство, а 53 человека возглавляют школьное методобъединение. Иметь две ставки педагогической нагрузки, быть председателем профкома, классным руководителем, возглавлять методобъединение, да еще вести профсоюзный кружок – для этого, по-моему, надо иметь бычье здоровье и платиновые нервы. Здесь, конечно, надо разобраться и конкретно. Если у человека получается, ну, и слава Богу, пусть работает. С другой стороны, при такой нагрузке учителя побуждают трудиться формально, а это недопустимо, так как оно во вред и самому педагогу, и обществу.
Что касается контингента обучающихся в кружках, то их число несколько уменьшилось по сравнению с прошлым учебным годом, зато посещаемость значительно стабилизировалась. Количество слушателей составило 3195 человек. Это, в основном, педагогические работники, есть представители обслуживающего и вспомогательного персонала. Приятно выделить, что кружки регулярно посещают многие руководители образовательных учреждений.
Что касается доплат, то стимулирующие доплаты руководителям кружков в размере 20 % установлены в 63 организациях, в остальных местах организаторы, видимо, не проявляют должную настойчивость, хотя есть соответствующий правовой документ – постановление Правительства республики, отпущены деньги. Дело за тем, чтобы включить положения этого документа в коллективный договор и предусмотреть средства в смете школы. Ведь сумели добиться в Шатойском районе оплату всем 8 руководителям кружков, в Шалинском районе – 20-ти, а в Ножай-Юртовском – 31 руководителю профкружка. На вопрос, как им удалось решить эту проблему, один наш товарищ ответил: «Ничего сложного в этом нет. Просто хорошо постарались». К этому общему ответу можно бы добавить: «Коллеги, надо проявлять ответственность, договариваться и решать вопрос!».
Развивать эту тему дальше не станем. Поскольку об этом, а также о причине замены наименования кружка, мы подробно информировали вас на профсоюзном форуме 30 марта текущего года.
Говоря об организационной стороне дела, следует выделить, что в октябре и ноябре месяцах прошлого года для руководителей профкружков был организован выездной семинар. Лекторская группа республиканского Совета Профсоюза посетила все 18 районов. Участникам семинара выдали большой набор методической литературы, в том числе 16 различных тематических разработок по проведению занятий.
В марте-апреле текущего года работниками республиканского Совета Профсоюза была организована проверка работы кружков во всех районах. Проверяющие посетили 39 занятий профсоюзных кружков. В итоге выявлено, что кружковая работа ведется системно, у всех руководителей имеются дневники, планы работы, ведутся записи и протоколы проведенных занятий, заведены накопительные папки с методическим материалом, разработками проведенных занятий.
За исключением двух-трех кружков, на всех других посещенных кружках руководителями применялись активные формы и методы проведения занятий, в том числе: деловые и ролевые игры, разговор с экспертом, тематические дискуссии, тестирование, консультирование, мозговые штурмы, решение ситуационных задач и другое. Использовались наглядные и технические средства сопровождения, в том числе интерактивные доски. Словом, мы еще раз убедились, что у нас есть достаточно грамотный и творчески способный состав руководителей, которым, как говорится, по-плечу любая учебно-образовательная программа, предлагаемая в системе профсоюзных кружков. Назовем некоторых из них: Токаева Роза Дашаевна – гимназия № 7 г. Грозный, Эльтимиров Хасан Лом-Алиевич – Курчалоевская СОШ № 3, Газимаева Малкан Хамидовна – Алхан-Калинская СОШ № 1, Абаева Яхмат Вахаевна – СОШ № 37 г. Грозный, Газуев Ади Мусаевич – Мартан-Чуйская СОШ № 2 Урус-Мартановского района, Ахмадова Зина Котиевна – Шатойская СОШ, Эльмурзаева Лейла Тапаевна – Горагорская СОШ № 2 Надтеречного района, Эскиев Руслан Хумайдович – Мескетинская СОШ Ножай-Юртовского района, и многие другие. Их имена будут озвучены сегодня при церемонии награждения.
Хочется особо важно выделить и другое. Руководители профсоюзных кружков добиваются не только усвоения определенных знаний, но и содействуют слушателям применять их на практике.
Вот некоторые примеры. После занятия кружка по заработной плате в Веденской СОШ № 1 учителя Межиева, Гадаева, Даудова сумели вернуть недочисленную бухгалтерией заработную плату, в Курчалоевской СОШ № 3 по требованию кружковцев пересмотрены записи в трудовых книжках. В Гелдаганской СОШ № 1 учительница английского языка после занятия по теме «Здоровье учителя» обратилась к врачу, у нее выявлено заболевание ларингит, и ей назначено лечение. Учитель этой школы Усманова получила доплату 900 рублей после подсчета заработной платы. А в детском саду «Солнышко» работники начали заниматься физкультурой. Учитель географии Гудермесской СОШ № 2 Мусаева дополучила 800 рублей, пересчитав свою зарплату после занятия по теме: «Как начисляется зарплата». Учитель той же школы Хамзатханова после занятий по теме: «Аттестация рабочих мест» добилась 10% надбавки за кабинет. 8 сотрудников детского сада «Радуга» г. Аргун подали заявления о вступлении в фонд ФСПУ после занятия по соответствующей теме, аналогично решили и трое учителей из СОШ № 37 г. Грозный, а вот техничка Мехкетинской СОШ Магомадова Айзан отказалась выполнять работу, не входящую в ее обязанности по трудовому договору, после занятия по теме: «Трудовой договор».
Вот конкретные факты эффективности кружковой работы, и их надо широко использовать, когда говорим о мотивации, имидже профессионального союза. Подобного рода примеры приводили профкомы многих первичных организаций при заполнении журнала «Эстафета добрых дел». В раздаточном материале, который у вас на руках, сделана выборка из этих журналов. Было бы правильно, если бы руководители кружков ссылались на них в качестве аргументов, свидетельствующих об эффективности профсоюзной работы.
Вообще, переходя к содержанию работы кружков, следует сделать одно важное и принципиальное замечание: большинство наших руководителей при изучении тех или иных тем не связывают их с деятельностью профсоюза.
Надо иметь ввиду, что мы создали сеть не просто кружков, а профсоюзных кружков, следовательно, любые темы, рассматриваемые на занятиях, должны увязываться в той или иной степени с профсоюзом.
Руководители профсоюзных кружков в большинстве своем – председатели первичных организаций, и им, как говорится, карты в руки, начинать занятия следует краткой информацией о деятельности профкома, райсовета, ЦС Профсоюза, ФНПР. Есть компьютеры, сайты (другой информационный материал). К примеру, ежемесячно мы выпускаем «Информационный вестник». Можно самому или поручить одному из слушателей подготовить и выступить с информацией по материалам нашего вестника или, скажем, газет «Мой профсоюз», «Вестник профсоюзов» ООПЧР (СПЧР), «Солидарность» и т.д. Таким образом, занятия профсоюзного кружка следует начинать, как я сказал, краткой информацией о деятельности Профсоюза, и это наша настоятельная рекомендация.
Мы внимательно просмотрели темы, рассматриваемые на кружках, они в целом, в рамках тех разработок, которые были рекомендованы. Так вот, любую из этих тем можно тесно увязать с деятельностью и первичной, и районной, и республиканской организаций и с другими вышестоящими профсоюзными органами.
Вот, к примеру, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вводится в действие с 1 сентября текущего года. Задайтесь вопросом, каково участие Профсоюза в подготовке этого жизненно важного для образовательной системы документа? Далеко не каждый ответит. А ведь Центральный Совет нашего Профсоюза в течение двух лет провел очень большую, профессионально выверенную и плодотворную работу в процессе обсуждения Закона, внес 10 экспертиз по законодательству, инициировал массовые обращения профсоюзных организаций в Госдуму, организовал Всероссийский пикет. Поэтому следует одно из первых занятий в кружках посвятить изучению «Закона об образовании в РФ». А поскольку нас больше всего интересуют социально-трудовые вопросы этого закона, следует довести до слушателей о тех правах и льготах педагогических работников, которые закреплены в законе. В раздаточном материале помещена брошюрка, подготовленная к изданию специалистами аппарата рессовета Профсоюза по материалам презентации секретаря ЦС Профсоюза – заведующего правовым отделом Авдеенко М.В., в которой наиболее полно изложен социально-трудовой аспект Закона об образовании. Можно бы к этому добавить, что в ныне действующем «Законе об образовании в Чеченской Республике» республиканским Советом Профсоюза было сформулировано и внесено 19 законоположений. В частности: льготы на коммунальные услуги, в том числе учителям, проживающим в городах республики, выделение молодым специалистам 20 тысяч рублей подъемных, ежегодные выделения бюджетных средств на оздоровление педагогических работников, установление президентских грантов учителям, воспитателям детских садов, руководителям кружков учреждений дополнительного образования, тренерам детских спортивных школ и др…
Возьмем для рассмотрения другую тему, широко и заинтересованно обсуждаемую в кружках: о заработной плате и как ее начисляют.
Здесь можно отметить, что республиканский Совет Профсоюза принимал непосредственное участие в подготовке правительственного постановления о переходе на новую систему оплаты труда. При этом удалось внести и отстоять ряд социальных поддержек, в частности: 25% доплату как сельским, так и городским учителям, 20% доплату руководителям профкружков, 30% доплату молодым специалистам, а также доплаты заслуженным и народным учителям, библиотекарям и другим специалистам.
Еще одна популярная кружковая тема – это разговор о здоровье.
Здесь не лишнее напомнить, что республиканским Советом Профсоюза был разработан, а правительством принят документ «О реабилитации здоровья педагогических работников», кроме того, как уже было сказано, есть законоположение, по которому органы власти и управления обязываются разработать меры по охране здоровья педагогических работников, а также предусматривать в бюджете республики денежные средства на их санаторно-курортное лечение.
Так что, по каждой теме, обсуждаемой в кружках, можно найти достаточно веские аргументы участия и влияния профсоюза в развитии тех или иных процессов.
Уважаемые коллеги! Не станем дальше развивать тему, а попытаемся подвести итог нашего небольшого разговора и обозначить некоторые пошаговые действия Профсоюза.
Профсоюзные кружки – это дело первичной профсоюзной организации. Организация кружка в сентябре месяце обязательно обсуждается на заседании профсоюзного комитета, утверждается его руководитель, рассматривается тематика занятий. В мае месяце профком заслушивает и утверждает письменный отчет руководителя профсоюзного кружка. В конце мая месяца или в начале июня месяца итоги работы сети профсоюзных кружков обсуждаются на очередном заседании районного совета председателей первичных профсоюзных организаций. Протокол заседания Совета и сводный отчет представителем района предоставляется в республиканский Совет Профсоюза. В конце июня месяца на республиканской конференции подводятся общие итоги работы профсоюзных кружков, здесь же определяются победители республиканского конкурса «Лучший профсоюзный кружок».
Будем считать, что сегодняшней конференцией мы дали старт работе этой организационной схеме…
Мы, современники, люди наблюдательные и видели, как в 80-х годах старый город Грозный превратился в современный индустриальный город. В 90-ые годы – война, все разрушено до основания, а сегодня на наших глазах город восстановлен и в лучшем виде. Так и напрашивается изречение древних: «Все делают человеческие руки: и ломают, и созидают».
Конечно, лучше созидать, чем разрушать.
Сеть профсоюзных кружков, которая у нас действует, это – настоящее профсоюзное дело, настоящее творчество. Мы не должны допустить его ослабления и распада, кружки надо укреплять и развивать. В связи с этим, чего мы хотим и чего добиваемся?
Во-первых, дать слушателям определенную сумму знаний и помочь обрести навыки самозащиты.
Во-вторых, сформировать у слушателей профсоюзное мировоззрение, чувство солидарности, веру в возможности профсоюза.
В-третьих, подготовить в них стойких, преданных профсоюзному делу активистов.
Если вы, уважаемые коллеги, уяснили, чего мы хотим, и чего в конечном итоге добиваемся, то позвольте пожелать вам бодрости духа, неиссякаемой энергии и желания творить по реализации поставленных целей и задач.
Спасибо за внимание.