Каким должен быть председатель школьного профкома и какими личностными качествами должен обладать?
С этими и другими вопросами я обратилась к одному из самых авторитетных в грозненской гимназии №7 учителей, преподавателю истории, председателю профкома Розе Дашаевной Токаевой.
— Роза Дашаевна, расскажите, пожалуйста, о себе. Где родились, учились?
— Я родилась в Караганде. С 1981 г. проживаю в г.Грозном. В 1984-м окончила среднюю школу № 46 г.Грозного. В школе принимала активное участие в общественной жизни, была старостой класса, комсоргом, участвовала в разных школьных мероприятиях.
— Как вы стали преподавателем? Кто был для Вас примером?
— Не могу сказать , что мечтала стать педагогом с детства. Правильнее сказать, что профессия выбрала меня. Еще в школе мне рекомендовали поступить в наш пединститут, но я стойко обошла его стороной, посчитав, что это не мое призвание – учитель. Однако в выбранный мной институт меня не пустили учиться, так как надо было выезжать за пределы республики, и я пошла работать.
Но жизненная дорога привела меня сначала в педучилище, а потом — в ЧГУ. Педагогическую практику я проходила в стенах родной школы и именно тогда поняла, что это именно то, что мне нужно. Так я вернулась в свою школу, но уже учителем. Я попала в коллектив, который был для меня родным. Было, у кого учиться, и перенимать опыт. Бывшие преподаватели стали моими коллегами, они щедро делились своим богатым опытом. Например, Галина Павловна — замечательный учитель и человек, о котором я до сих пор вспоминаю с благодарностью.
-Не жалеете, что стали учителем?
-Нет. Педагог — ответственная профессия и почётная. Свои знания он должен передать ученикам, а может быть, потом и их детям. Знаете, как приятно, когда узнаешь, что благодарные ученики, даже повзрослев, помнят твои уроки, да еще каждый год поздравляют тебя с Днем учителя! Всегда любила детей и, когда видела радость в их глазах, мне это доставляло огромное удовольствие. Вот именно поэтому, кроме всего, мне и нравится быть учителем. Могут, правда, подумать, что только такая радость и делает нашу профессию привлекательно, но это не так. Делиться знаниями с теми, кто до этого ничего почти не знал, участвовать в воспитании детей, в формировании их кругозора, а потом видеть, что твои труды не пропали даром – это много чего стоит…
— Давно ли руководите профкомом в этом образовательном учреждении? Что Вас вообще привело в профсоюз?
— В гимназии работаю с 2007г. и горжусь, что имею возможность работать в таком дружном и творческом коллективе. А председателем профсоюзной организации меня выбрали на общем собрании в 2010г. Это было для меня неожиданно. Новая работа – это всегда и новый этап в жизни. Руководить коллективом — большая ответственность. В сложных случаях советуюсь с активом, часто за помощью обращаюсь к председателю райсовета Профсоюза.
А что привело меня в профсоюз? Наверное, особый склад личности. Мне интересны люди, я не безразлична к тому, что происходит вокруг. Нравится быть в гуще событий, влиять на процессы, которые происходят в коллективе. Содействовать тому, чтобы и другим было интересней жить. Делиться с окружающими своими знаниями, помогать им, насколько это в твоих силах.
-Роза Дашаевна, я опросила нескольких ваших коллег (например, учителя чеченского языка и литературы Супьяна Халидовича Магомадова и преподавателя русского языка и литературы Луизу Ильясовну Бакаеву) о Вашей профсоюзной работе в коллективе. Из их ответов я поняла, что вы не только отличный учитель, но и настоящий профсоюзный лидер. Люди довольны Вашей работой. Меня тронули слова Супьяна Халидовича: «Профком работает. В этом нет сомнения. Приведу пример. Мне исполнилось 60 лет. Прихожу на работу, вовсе не помня о своем юбилее. Дома даже и не вспомнили. А здесь, в стенах гимназии, меня, оказывается, ждал сюрприз. Совсем неожиданно в учительскую заходит наш председатель профкома с подарком и… цветами. Такого праздника у меня раньше не случалось ни в одной организации. Было очень приятно. Постоянное внимание к людям со стороны председателя профкома. Какой-то огонек тепла передается, заряжается батарейка духа, и хочется работать и делать добро.
Луиза Ильясовна: «Благодаря профсоюзу у нас в коллективе начались совместные праздники, многим удалось решить свои материальные проблемы, кредитный фонд оказывает большую помощь учителям. Самое главное, мы, наконец, почувствовали, что у нас есть не только обязанности, но и права. Разве можно после всего этого быть недовольным профсоюзом». Что, по-вашему, значит быть профсоюзным лидером?
— Знать больше, чем другие, больше уметь… А быть профсоюзным лидером — это еще и острее чувствовать, сопереживать, заниматься решением проблем всего коллектива и каждого одно отдельно взятого человека. Быть ответственным за других.
Незря говорят: «Один в поле не воин». Это в полной мере относится и к председателю профкома. Если бы вокруг меня не было неравнодушных, ответственных, инициативных людей, то не было бы и профсоюза в гимназии. Профсоюз совместно с администрацией гимназии отстаивает интересы коллектива. Сейчас я могу сказать, что мне повезло.
После нашего интервью, думаю, легче будет представить, каким должен быть председатель профкома… Конечно же, он должен быть гуманным, ответственным, любящим свою профессию, готовым оказывать помощь коллегам, отстаивать их права и свободы, прежде всего, быть уважаемым человеком в учительской среде и лидером в профсоюзном деле. Как это удается делать Розе Дашаевне Докаевой.
Петимат Абубакарова,
профкор рессовет Профсоюза.