Зиярт Ташу-Хаджи, расположенный в одном из красивейших уголков – селе Саясан Ножай-Юртовского района, издавна является местом поклонения мусульманских паломников.
Придавая большое значение посещению зиярта в месяц Рамадан, в эти священные дни сюда устремляются люди со всех концов нашей республики. У могилы святого совершают намаз и читают молитвы, прося Всевышнего покоя на родной земле, исцеления больному, благополучия во всех добрых намерениях.
Сотрудники и активисты Профсоюза образования во главе с Х.М. Герзелиевым, по сложившейся традиции посетили в месяц Рамадан святые места, 7 июня они побывали на могиле святого Ташу-Хаджи.
Гостей на месте встречали представитель рессовета в районе Эльхаджи Байхаджиев, имам села Саясан Добуев Сайд-Ахмед, смотритель зиярта Мусаев Мохмад и потомок в поколении Ташу-Хаджи Юсупов Сайд-Мохмад, которые организовали для паломников обряд поклонения святому и прочитали коллективную молитву.
Вместе с паломниками, по приглашению Х.М. Герзелиева, зиярт посетил доктор философских наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев, который рассказал паломникам о жизни и религиозной деятельности Ташу-Хаджи.
–Параллельно с последними годами жизнедеятельности Бейбулата Таймиева начинается активная политическая деятельность другого известного духовного и военного лидера чеченского народа – имама Чечни Ташу — Хаджи Саясановского,– подчеркнул В.Акаев.
Ученый поведал, что Ташу-Хаджи был выходцем из селения Эндери. Родовое село покинул вынужденно, после того, как по распоряжению проконсула Кавказа из него были выдворены все жители чеченцы, составлявшие здесь большинство, и переселился во внутреннюю область Чечни.
Ташу-Хаджи по сегодняшний день остается в чеченском обществе самым популярным не только как герой войны, но и как религиозный деятель, воспринимается в ранге святого, и его могила являет собой как бы центр накшбандия в Чечне. Он является муршидом известного дагестанского шейха суфизма Магомеда Ярагинского, соратником первого имама Дагестана Гази- Магомеда Гимринского, второго имама Гамзат-Бека и сотоварищем третьего имама Дагестана Шамиля.
В российском кавказоведении имя Ташу-Хаджи датируется 1834 годом, однако в Военно-историческом архиве РФ впервые его имя упоминается в 1830 году. В истории Чечни он овеян многочисленными легендами, где выяснять историческую правду приходится порой в соприкосновении с многочисленными другими фактами из скудных источников.
Ташу-Хаджи выступает вместе с дагестанским имамом Гази-Магомедом и после его героической смерти продолжает оказывать содействие новому лидеру Дагестана Гамзат-Беку, приемнику Гази-Магомеда на посту имама Дагестана. В 1834 году, когда от рук своих кровников погибает Гамзат-Бек, Ташу-Хаджи, фактически, становится одним из реальных кандидатов на пост имама Дагестана. Его выступление на похоронах имама Гамзат-Бека было воспринято как предвыборный призыв к чеченцам и дагестанцам в деле объединения против врага. Однако, раздробив лагерь его сторонников по национальному признаку (Ташу-Хаджи поддерживали андийцы, кумыки и чеченцы), на основе единства аварцев и даргинцев новым имамом Дагестана был объявлен Шамиль Гимринский. Неудача, постигшая в Дагестане, заставила Ташу-Хаджи вернуться в Чечню и заняться вплотную проблемами организации отпора российским войскам.
На всеобщем съезде чеченского народа созванном им в 1834 году и прошедшем в селении Майртуп, Ташу-Хаджи избирается лидером Чечни в качестве имама. Следует заметить, что ранг имама в Чечне и в Дагестане в тот период имел различный характер. В Дагестане – это не только религиозный вождь, но он же становится и всеобщим лидером, что способствовало централизации действий против царских войск. В Чечне статус имама все-таки был ограничен именно религиозными рамками. Но Ташу- Хаджи удалось вывести это на более новый уровень, и связано это было с его личными качествами. Ему удалось убедить большинство чеченцев в необходимости единения не только по этническому признаку, но и принятию единого исламского судопроизводства – шариата, что до него казалось почти невыполнимым.
–Как известно, Ташу-Хаджи в свое время сыграл большую роль не только как религиозный деятель, но и как предводитель в вопросе объединения чеченцев в единый народ,– было отмечено В.Акаевым.
В завершении была сделана общая фотография на память о пребывании паломников в этом святом месте.