18 января специалисты Общероссийского Профсоюза образования приняли участие в онлайн-семинаре Европейского комитета профсоюзов образования по теме «Профсоюзы и инклюзивное образование: принятие многообразия в образовании». Вебинар собрал 50 профсоюзных специалистов по вопросам инклюзии и интеграции, которые представили и обобщили опыт стран европейского региона по данной тематике. Основными партнёрами ЕКПО в реализации данного проекта выступили профсоюзы образования из Греции, Ирландии, Португалии, Румынии, Финляндии и Хорватии.
Общая цель заявленного проекта Европейского комитета профсоюзов образования состоит в укреплении действий профсоюзов по подготовке своих членов к работе с социально-экономическим, культурным, языковым и другими видами многообразия в школе и обществе в целом, а также всесторонней поддержке при создании специальных условий для совместного обучения, позволяющих каждому участнику образовательного процесса в полной мере реализовать свой потенциал.
В ходе онлайн-семинара его участникам был представлен Доклад по итогам изучения вариантов применения инклюзивного образования в 38 странах европейского региона на основе опыта 61 респондента из 60 членских организаций ЕКПО.
Наибольшее количество участников исследования пришлось на сферу начального (85%) и среднего (78%) образования, а самая малочисленная группа – представляла сектор высшего образования (42%). При этом 59% опрошенных являются исполнителями или руководителями. Кроме этого, за ноябрь и декабрь 2020 года были рассмотрены 30 примеров передового опыта, полученных из 11 членских организаций ЕКПО, которые, в свою очередь, будут представлены в Итоговом документе по передовому опыту в области инклюзивного образования вместе с другими инициативами профсоюзов образования из более ранних исследований ЕКПО по созданию и поддержке устойчивых форм обучения в различных национальных и местных условиях.
Участники семинара обсудили ключевые элементы практической стратегии реализации Плана действий Европейского комитета профсоюзов образования по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности, который необходимо адаптировать к различным условиям совместного образования в странах региона. Работая в группах, участники вебинара продемонстрировали опыт собственных практик по созданию и поддержке устойчивой среды обучения и преподавания в условиях инклюзивного образования.
Обсудив представленные в докладе профессиональные мнения авторов исследования, представителей учительского сообщества и других работников образования при решении конкретных вопросов интеграции и инклюзива, участники онлайн-семинара согласились с их основными выводами:
Учителя и другие работники образования являются профессионалами, которые лучше всех знают о потребностях своих учащихся. Академическая свобода и профессиональная независимость работников образования являются неотъемлемым элементом устойчивого развития образования и европейского общества в целом. Для полноценной адаптации к инклюзивному образованию необходима всесторонняя система поддержки всех участников образовательного процесса, включая, учителей, вспомогательный персонал (психологи, логопеды, переводчики, специалисты по коррекционному обучению), других работников образования и руководство учебных заведений. Необходимо также пересмотреть механизмы поддержки потребностей обучающихся, предусмотреть возможности для взаимного обучения или обмену между коллегами. В контексте инклюзивного образования необходимо пересмотреть количество учащихся на одного учителя, чтобы обеспечить его возможностью уделять надлежащее внимание к особым потребностям обучающихся. Необходимо пересмотреть саму организацию и финансирование образовательных процессов, чтобы учителя и другие работники образования как можно эффективней использовали собственное рабочее время, учитывая соответствующие время отдыха, а также необходимые требования по охране труда. Образовательные учреждения в социально и экономически уязвимых регионах должны иметь все возможности для увеличения числа учителей и других работников образования, которые, в свою очередь, должны нести меньшую нагрузку для более эффективной работы с малочисленными группами учащихся, которые требуют индивидуальной помощи и поддержки. В рамках социального диалога должны также обсуждаться вопросы выделения в течение рабочего дня необходимых времени и пространства для того, чтобы учителя и другие работники образования могли, по мере необходимости, предоставлять дополнительную помощь всем нуждающимся учащимся. Дифференцированные учебные программы, продуманные планировки учебных помещений, новые методики обучения, одновременно с получением качественного образования каждым участником процесса, играют ключевую роль в организации инклюзивного образования. Подходы, основанные на совместной работе и учёбе, считаются эффективными для обеспечения качественного образования для всех.Завершая семинар, директор Европейского комитета профсоюзов образования Сьюзан Флокен сообщила, что в ближайшее время состоятся ещё три подобных онлайн-совещания, в процессе которых необходимо собрать, обобщить и учесть ещё больше передовых успешных практик по развитию инклюзивной среды обучения и преподавания в разных регионах Европы.
Отдел по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования принимает самое непосредственное участие в совместной с европейскими профсоюзами работе по вопросам инклюзии и интеграции в образовании, и в ближайшее время планирует направить в региональные (межрегиональные) организациям Профсоюза все необходимые материалы обсуждаемого проекта с целью выработки стратегии действий Общероссийского Профсоюза образования по совершенствованию инклюзивного образования.
В настоящее время на русском языке доступны следующие материалы проекта:
Доклад по итогам исследования «Принятие многообразия в образовании» («Embracing diversity in Education» Research Report) [скачать]; «Многочисленные грани многообразия» («The many facets of diversity») [скачать]; «Ключевые элементы и условия для реализации и поддержки инклюзивного образования» («Key elements and conditions for the implementation and maintenance of inclusive education») [скачать]; «Подготовка и профессиональное развитие учителей, работников вузов, руководителей учебных заведений и других работников образования» («Training and professional development of teachers, academics, leaders in educational institutions and other education personnel») [скачать].