пр-т Х.Исаева, д. 36 Грозный Чеченская Республика 364024
8 (8712) 22-22-26

Третья Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников имени К.Д. Ушинского

24 марта в онлайн-формате состоялось открытие федерального этапа третьей Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени К.Д. Ушинского.

Участников олимпиады приветствовали заместитель директора департамента образования Ярославской области Александр Гудков, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова и ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев.

213 человек – учащиеся 9-11 классов российских школ, представляют 16 субъектов страны: Белгородскую, Воронежскую, Калининградскую, Кемеровскую, Липецкую, Нижегородскую, Новосибирскую, Самарскую, Ульяновскую и Ярославскую области, Республики Коми, Адыгея и Башкортостан, Ненецкий автономный округ, Краснодарский и Пермский края.

Обращаясь к будущим коллегам, заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова отметила, что для профессионального сообщества очень важно, что олимпиада призвана помочь создать условия для профессионального самоопределения школьников, проявляющих склонности и интерес к педагогической деятельности, что важно закрепить этот интерес, это намерение – учиться в педагогическом вузе, получать полезные и необходимые знания и умения, причём не только для человека, избравшего педагогическую профессию, но и  для успешной, комфортной жизни, чтобы молодые педагоги приходили в школу с любовью и пониманием учить и воспитывать детей. Татьяна Викторовна выразила уверенность, что усилия будущих коллег и непростой труд будут вознаграждены, а Общероссийский Профсоюз образования обеспечит молодым педагогам понимание и поддержку в решении любых вопросов: и профессиональных, и юридических, и жизненно необходимых для каждого!

26 февраля состоялись региональные этапы олимпиады. В них приняли участие более 900 обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей. Тогда слова напутствия участникам олимпиады сказала Председатель Профсоюза Галина Меркулова – её приветствие размещено на сайте олимпиады.

Победили и призёры региональных этапов олимпиады продемонстрировали свои знания, умения и навыки в области педагогического мастерства, выполнив задания двух туров. Письменный тур — это работа с тестами, решение педагогических задач, заданий аналитического характера. Также участники подготовили педагогическое эссе. Устный тур — это выполнение творческого домашнего задания и подготовка выступления на тему «Какой будет моя авторская школа?». Участники познакомятся с видеоматериалом, отражающим суть работы Царскосельского лицея, созданного 210 лет назад, и со статьёй, описывающей его воспитательную систему. Современные школьники, учитывая исторический опыт работы лицея, подготовили короткие выступления (не более трёх минут) о том, какой могла бы быть его авторская школа, чтобы её назвали самым значимым педагогическим экспериментом XXI века.

Выполнение олимпиадных заданий оценивает компетентное жюри, в состав которого вошли представители педагогических вузов и колледжей, общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования и профессионального сообщества. Заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза Евгений Романенков представляет Общероссийский Профсоюз образования в оргкомитете олимпиады (является сопредседателем) и в жюри.

Победителями и призёрами олимпиады будут признаны участники, набравшие наибольшее количество баллов (не более 25% от общего количества участников) отдельно по каждой параллели. Общероссийский Профсоюз образования подготовил специальные призы для участников состязания – восемь оплаченных путёвок во Всероссийский детский центр «Смена», в котором в июне 2021 года будет организована тематическая смена Профсоюза «Педагогический навигатор» по ранней профориентации на педагогические специальности. Так как «Педагогический навигатор» проводится в июне, принять участие в нём смогут только учащиеся 10-ых классов — те участники олимпиады, которые заняли в рейтинговом списке места с первого по восьмое.

В 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах олимпиада внесена в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельностям, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, который утверждает министерство просвещения Российской Федерации. Победители и призёры олимпиады 2019/2020 учебного года внесены, а — 2020/2021 учебного года будут внесены — в Государственный информационный ресурс лиц, проявивших выдающиеся способности, который формируется в целях выявления и сопровождения дальнейшего развития детей и молодёжи, являющихся победителями и призёрами мероприятий, включённых в перечень.

В рамках олимпиады состоялся круглый стол для педагогов-кураторов педагогических классов по вопросам организации профориентационной работы с обучающимися. На нём выступили представители системы образования Калининградской, Самарской, Ульяновской и Ярославской областей. В частности, председатель Самарской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Антонина Гудкова обратила внимание участников круглого стола на актуальность обсуждаемой темы: в Самарской области, как в целом в России, в настоящее время идёт рост численности обучающихся в образовательных организациях, а это соответственно требует увеличения количества педагогических работников. К одной из причин нехватки учителей, по её словам, можно отнести и то, что многие выпускники неосознанно поступают в педагогические вузы, и следовательно студенты, получив в высших учебных заведениях педагогические специальности, идут в другие сферы, обозначая свою неготовность работать с детьми. Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодёжи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на сегодняшний день. Кроме того, молодые педагоги быстро и легко обучаемы, полны идей и готовы к нововведениям, а также «говорят на одном языке» со школьниками. Антонина Васильевна предложила организовывать профориентационную работу с учащимися, проявляющими интерес к педагогической деятельности, через советы молодых педагогов, привлекать студентов младших курсов педагогических вузов и колледжей для создания траектории развития в педагогической среде участников олимпиады.

Справочно:

Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников имени К.Д. Ушинского проводится с 2019 года. Это совместный проект департамента образования Ярославской области (организатор), Общероссийского Профсоюза образования и Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского (соорганизаторы). Олимпиада является одним из значимых мероприятий федеральных проектов «Успех каждого ребёнка» и «Учитель будущего», реализуемых в рамках Национального проекта «Образование», и призвана содействовать созданию условий для профессионального самоопределения школьников, проявляющих способности и интерес к педагогической деятельности.

В первой олимпиаде на региональном этапе приняли участие 372 старшеклассника из четырёх регионов России. На заключительном этапе эти субъекты представляли 27 победителей и призёров региональных этапов. Во второй олимпиаде в региональном этапе приняли участие 757 обучающихся из 10 субъектов страны, 51 из них представлял свои регионы на заключительном этапе.