«Активизация работы выборных органов первичных профсоюзных организаций – залог роста авторитета профсоюза, укрепления единства профсоюзных рядов и мотивации профсоюзного членства».
Уважаемые коллеги! Позвольте подвести итоги обсуждения повестки сегодняшнего Форума и определить некоторые практические задачи, связанные с активизацией работы выборных органов первичных организаций.
На Форум вынесены вопросы, которые планировались обсудить в разные сроки этого года. Здесь и наша традиционная учебно-методическая конференция, и итоги отчетно-выборной кампании, и церемония награждения победителей республиканских профсоюзных конкурсов, и ежегодное собрание пайщиков Фонда социальной поддержки учителей.
Правда, республиканское собрание членов ФСПУ мы проводили, если помните, и в январе месяце текущего года, при участии ответственной рабочей группы Центрального Совета, во главе с председателем Профсоюза Меркуловой Г.И.
Нынешнее собрание пайщиков связано с необходимостью утверждения Положения о ФСПУ в новой редакции, с учетом замечаний и предложений, высказанных руководством Центрального Совета Профсоюза, о чем более подробно говорила заместитель председателя Досиева М.М.
Хотел бы сделать еще одно отступление. Вы, наверное, обратили внимание, что на нашем сегодняшнем мероприятии отсутствуют социальные партнеры. Мы их не пригласили, поскольку разговор наш чисто внутрисоюзный, о наболевшем, откровенный, о том, что нам мешает эффективно работать и профессионально развиваться.
А начать дискуссию, очевидно, следует с главной темы, определяющей нынешний, 2014 год, с отчетов и выборов. В докладе заместителя председателя Эльмурзаевой Т.Ш. освещена организаторская сторона этой важной для нас кампании. Мне бы хотелось сосредоточить ваше внимание на ее внутренней, содержательной стороне. При этом, выделю, что, штатные работники аппарата, уполномоченные и представители в районах посетили более 200 профсоюзных собраний, дополнительно проанализировали 54 доклада и другие материалы отчетных собраний. Это вполне достаточно, чтобы объективно представить общую картину отчетов и выборов. Следует выделить, что в целом нас удовлетворяют итоги прошедших собраний. Они проведены не только организованно и в установленные сроки, но и отличались ростом качества обсуждаемых вопросов. В этой связи можно выделить работу ряда профсоюзных комитетов первичных организаций Грозненского, Ленинского, Октябрьского, Старопромысловского, Заводского, Гудермесского, Курчалоевского, Ножай-Юртовского районов, а также отдельных комитетов учреждений Наурского, Сунженского, Веденского и др. районов, которые отличались содержательными отчетными докладами, насыщенными примерами конкретной адресной помощи членам профсоюза, интересными постановочными вопросами.
Вместе с тем на сегодняшней нашей встрече, где присутствуют более 760 председателей первичных профсоюзных организаций, будет правильным сосредоточиться на наших недоработках и даже ошибках с тем, чтобы исключить их в дальнейшей работе.
К прошедшим отчетам и выборам мы готовились тщательно и поэтапно. Повсеместно провели семинары, раздали инструкцию о порядке проведения профсоюзных собраний. Договорились: вопрос подбора профлидеров взять в свои руки. Вначале профком рассмотрит кандидатуру председателя на своем заседании, затем согласует ее с представителем в районе и на третьем этапе организуется беседа каждого кандидата с руководством и специалистами республиканского Совета Профсоюза.
Намеченный план вроде выдержали, а вот по итогам выглядим несколько хуже по сравнению с выборами 2012 г. Я имею в виду качественный состав председателей первичных организаций. Если в 2012 году с высшим образованием было избрано около 70 % лидеров, то ныне образовательная планка опустилась до 66 %. Первую и высшую квалификационные категории имели в 2012 году 69 %, председателей сейчас 58 %. По стажу профсоюзной работы имеющих до 5 лет число увеличилось с 51 % в 2012 году до 63 % в 2014 году. Из этого числа впервые избрано 211 человек или 27,5 % от общей численности председателей первичек. Поэтому предстоит большая работа по их обучению и приобщению к профсоюзной работе.
Что касается возрастного состава, то здесь выявилась одна положительная динамика: увеличилось число молодых лидеров – до 35 лет с 19 % до 22 %. Однако резко упало число председателей наиболее активного возраста – до 45 лет: с 63 % до 26 %, зато значительно возросло число профлидеров пенсионного возраста: 55 лет и старше с 18 % до 52 %. Так что у нас с вами есть все основания провозгласить, что в «бой идут одни старики». Конечно, мы особо не огорчаемся этой статистикой, придерживаясь изречения древних мудрецов: «когда человек стар, он должен делать больше, чем когда был молод». Вообще, надо особо выделить, что основная болезнь нашего профсоюза не столько возрастной состав или стажевый уровень профсоюзных организаторов, сколько их частая сменяемость. За прошедшие пять лет сменилось 63,3 % председателей, за 10 лет – 84, 5 %, а за 15 лет 97 %. Остались единицы из тех, кто был избран после войны, в 2000 году. Видимо, поэтому в ходе отчетов и выборов и выявились отдельные недостатки по вопросам, которые нами постоянно разъяснялись на семинарах, совещаниях, конференциях, при собеседованиях.
К примеру, продолжает иметь место неправильное определение основного предназначения, первейшей задачи профсоюзного комитета. В ряде отчетных докладов, в том числе у достаточно опытных председателей, читаем, что «главная задача профсоюзного комитета должна быть направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса», и эта установка реализуется участием профкома «в организации и проведении внутришкольного контроля, совместно с администрацией проверкой состояния учебных кабинетов, организацией дежурства» и пр.пр.
Думаю, не стоит эту проблему сейчас развивать. Заведующий учебно-методическим кабинетом Дидиева Раиса дала обзор литературы, предложенной вам в раздаточном материале, в том числе по книге «Хронология борьбы и труда», в ней во многих местах можно найти подробное разъяснение, какими основными функциями наделены современные профсоюзы, и в каких формах и методах они должны работать.
Другой, требующий пояснения вопрос, связан с охраной труда. Об охране труда и соблюдении техники безопасности говорили практически на всех собраниях. Однако более глубокое знакомство с отчетными докладами выявляет характерные ошибки, допускаемые, на наш взгляд, из-за недопонимания существа этой формы профсоюзной работы. В одном месте читаем, что охрана и безопасность труда работников и учащихся является основным направлением в деятельности профсоюзной организации, в другом месте определяется, что за подготовку кабинетов к учебному году, выполнение соглашения по технике безопасности и охране труда равную ответственность несут директор школы, уполномоченный по охране труда и профсоюзный комитет. В материалах же многих отчетных собраний просматривается, что уполномоченный по охране труда назначается приказом руководителя образовательного учреждения, таким образом уполномоченный от профсоюза и ответственный за охрану от администрации оказывается одним и тем же лицом.
Нет сомнения в том, что охрана труда – это важный и ответственный участок в ряду правозащитной работы профсоюзных организаций. И то, что профсоюзные комитеты уделяют этому направлению своей деятельности большое значение, можно отнести к положительному моменту. Однако образовательные учреждения – это не шахта и не металлургический завод. Поэтому здесь охрану труда не следует поднимать до уровня главной заботы профкома. И другое. Профсоюз – общественная организация и не может нести одинаковую ответственность за состояние охраны труда с администрацией учреждения. Мы, требующая, контролирующая организация, но отнюдь не ответственная за охрану труда. Для организации системного контроля за деятельностью администрации по созданию здоровых и безопасных условий труда на профсоюзном собрании, собрании трудового коллектива или на расширенном заседании профкома избирается уполномоченный профсоюза по охране труда. Уполномоченный профсоюза по охране труда по Положению не может быть не членом профсоюза и не может быть работником, наделенным администрацией ответственным за создание здоровых и безопасных условий труда. К примеру, если завхоз или учитель ОБЖ приказом по учреждению назначен ответственным за охрану труда, то он никак не может быть уполномоченным профсоюза. Уполномоченный по охране труда может быть избран членом профсоюзного комитета, возглавлять комиссию по охране труда профкома и делегирован от профсоюза в состав общей комиссии по охране труда образовательного учреждения, утверждаемого руководителем своим приказом. Однако, повторяю, работодатель не в праве своим приказом назначать уполномоченного профсоюза. Не стану вдаваться в разбор содержания работы профсоюзных комитетов по охране труда. Проанализировав материалы отчетно-выборных собраний, материалы, представленные на республиканский конкурс на лучшего уполномоченного по охране труда, мы пришли к выводу, что этой важной стороной нашей деятельности мы занимаемся все еще поверхностно, в ней не просматривается глубина, система, принципиальность и необходимая настойчивость в оценке состояния охраны труда с соответствующими выводами. По всей видимости, в республиканском Совете необходимо ввести штатную единицу инспектора по охране труда и одновременно настоятельно просить руководство министерства образования об учреждении отдела по созданию здоровых и безопасных условий труда в аппарате министерства и управлениях образованием в районах. Мы твердо убеждены, что без заинтересованного и ответственного участия органов управления образованием, порядка в этом вопросе нам самим отдельно не добиться.
Уважаемые коллеги! Как вы помните, в феврале месяце перед началом отчетов и выборов мы с вами провели собеседования, в ходе которых договорились, что после собраний, на первом заседании профсоюзного комитета, вы изберете заместителя, распределите обязанности между членами профкома и утвердите комиссии. В итоге выяснилось, что заместителей председателей избраны лишь в 72 % первичных организаций. Одни поясняют, что у них малочисленная организация, поэтому избирался только председатель, другие ссылаются на то, что у них профком состоит из трех человек, и нет смысла избирать заместителя. В этой ситуации надо уяснить одно: заместитель председателя избирается во всех первичных организациях не зависимо от численности членов профсоюза и состава профсоюзного комитета. При наличии в организации менее 15 человек избирается председатель, заместитель и казначей, профком не избирается. При наличии более 15 членов профсоюза избирается председатель, профсоюзный комитет и ревизионная комиссия (сейчас в соответствии с новым уставом Профсоюза она называется контрольно-ревизионной комиссией).
Небезынтересно заметить, что в ходе собеседования на вопрос, какие постоянные комиссии при профкоме имеются, многие называли ревизионную комиссию. Кстати, и в ряде докладов председатели относили ревизионную комиссию в состав профсоюзного комитета, а в некоторых случаях ревизионная комиссия наделялась даже правом контроля за деятельностью администрации. Так, в отчетном докладе профкома одной из школ г. Грозный устанавливалось так: (цитирую) «Принимаемые директором школы локальные акты, касающиеся трудовых и социально-экономических прав работников, согласовывались с ревизионной комиссией». Думаю, что эту ситуацию особо пояснять не стоит. Только скажем, что контрольно-ревизионная комиссия – это профсоюзный орган, независимый от профкома, следовательно не входящий в его состав, подотчетный только профсоюзному собранию и избираемый им для контроля за деятельностью не администрации, а профсоюзного комитета. И это надо четко знать. Здесь есть и наша, работников республиканского Совета Профсоюза вина, каждый раз откладываем обучение председателей ревкомиссии. Теперь у нас есть веские основания, чтобы регулярно собирать членов контрольно-ревизионных комиссий и казначеев.
Подводя итоги этой части доклада, просил бы вас записать ряд конкретных установок республиканского Совета.
Первое. Если в ваших организациях еще не избран уполномоченный профсоюза по охране труда, то этот вопрос надо решить в ближайшее время, оформить его избрание протокольно и оповестить коллектив о принятом решении.
Второе. На ближайшем заседании профкома необходимо избрать заместителя председателя первичной организации, и это решение тоже необходимо оформить протокольно. Далее, определить наименования постоянных комиссий профкома и утвердить их руководителями членов профкома.
Третье. Заслушать отчет руководителя профсоюзного кружка: сколько проведено занятий, по каким темам, число слушателей, его состав, как усвоен материал, какова эффективность работы кружка и т.д. Необходимо утвердить программу работы кружка на новый учебный год, его руководителя, численный и персональный состав слушателей.
Четвертое. На отчетно-выборных собраниях обычно избирают персональный состав ревизионной комиссии, а председателя на первом организационном заседании ревкомиссии. По имеющимся у нас сведениям в ряде мест этот вопрос упущен. Необходимо оказать содействие в ближайшее время собрать ревизионную комиссию, избрать его председателя и это решение оформить протокольно.
Пятое. Если в вашем коллективе есть пять и более молодых педагогов, необходимо учредить совет молодых педагогов и избрать его председателя и это решение также оформить протокольно.
Шестое. Провести отчетное собрание в профгруппах, обслуживающего и вспомогательного персонала если их не проводили до общего отчетно-выборного собрания. Избрать профгруппорга и делегировать его решением профгруппы в состав профкома.
Наконец, седьмое. Отдельным постановлением профкома утвердить для делегирования в состав комиссии по трудовым спорам (КТС) своих представителей формируемой на паритетных началах с администрацией, т.е. половина от профкома, половина от администрации. (Кстати, КТС некоторые председатели тоже ошибочно относят к перечню комиссий профкома). Таковы некоторые практические установки…
Продолжим разговор. Изучая материалы отчетно-выборных собраний, мы с досадой заметили, что во многих представленных в республиканский Совет документах не нашло должное отражение основное, главное направление деятельности профсоюза – забота об улучшении материального положения работников.
В лучшем случае этот вопрос освещался в докладах одним или двумя предложениями и то с оглядкой. Все еще боимся мы подвергнуть критическому анализу положение дел в этом вопросе. Никто не сказал, каков фонд заработной платы, какова средняя зарплата, кто получает больше, а кто меньше и почему? Какова педагогическая нагрузка? У кого больше, у кого меньше и почему? Каков стимулирующий фонд, его размер, как и кому его распределяли. Сколько учителей получают зарплату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), сколько учителей, других работников, записаны в долговой книге продуктовых магазинов, и что конкретно делает профсоюзный комитет, чтобы хотя бы немного улучшить материальное положение учителя. Как видите, вопросов много, а ответов на них, к сожалению, было мало. Конечно, у нас есть профсоюзные комитеты, председатели организаций, которые являются образцами в борьбе за улучшение материального положения работников. Взять хотя бы для примера председателя профсоюзной организации Гикаловской средней школы Грозненского района Умарову Рукият Хаджиевну. По ее инициативе ежемесячно через коллективный договор работникам устанавливаются различные доплаты в общей сумме 74500 рублей. Только за шесть месяцев этого года в результате встречной проверки правильности начисления заработной платы и отпусков 40 работникам школы возвращено 66798 недочисленных рублей.
Да, мы хотели бы иметь побольше таких примеров, где ведется системная, конкретная, адресная и эффективная работа. И, слава Богу, они есть! Это профкомы первичных профсоюзных организаций СОШ № 8 и № 16 г. Грозный, – председатели Таймасханова Малкан и Мовсурова Лейла, СОШ № 2 с. Курчалой, – председатель Хошумова Тавани, Мескер-Юртовской СОШ Шалинского района, – председатель Солтамурадова Яхита, Нижне-Нойберской СОШ № 1, – председатель Асхабов Абдул-Азиз, СОШ № 2 с. Чечен-Аул Грозненского района, – председатель Сулбанова Мадина, СОШ с. Согунты Ножай-Юртовского района, – председатель Алдамова Ханипат, и многие, многие другие. Честь и хвала им!
Часть этих организаций сегодня будут отмечены как победители и призеры республиканских профсоюзных конкурсов.
Этим организациям было о чем рассказать на отчетных собраниях. Вместе с тем у нас ряд активистов формально подошли к проведению отчетов и выборов. Их доклады, размещенные на двух трех страницах, составленных из интернетовских публикаций, отмечались общей фразеологией, не имеющих связи с жизнью коллектива, годные для чтения в любой аудитории. Удивляло и другое, что некоторые подобные упрощенные доклады завершались таким «оптимистическим» (в кавычках) заключением: «Я думаю, что мой отчетный доклад является ответом на один вопрос, который многие задают сами себе: зачем нам нужен профсоюз?» Однако вряд ли укрепится заряд мотивации у работников, если профсоюзный комитет, председатель в течение 3-ех лет выборного срока не защищали, не помогали и не поддерживали членов профсоюза.
Деятельность, точнее бездеятельности таких активистов во многом и привозит к потере авторитета профсоюза и ослаблению профсоюзного движения.
Поэтому правильно решили члены профсоюза первичных организаций СОШ села Октябрьское Грозненского района, детских дошкольных учреждений № 1 села Ножай-Юрт и села Октябрьское Ножай-Юртовского района, признавшие работу профкомов и председателей за отчетный период неудовлетворительными.
Подобный вердикт у нас принят впервые и мы с удовлетворением его воспринимаем, поскольку он свидетельствует о принципиальном и осознанном подходе членов профсоюза к деятельности выборных органов и профсоюзу в целом…
Хотел бы прокомментировать еще две резонансные проблемы, которые широко обсуждались на прошедших собраниях. Это коммунальные услуги и санаторно-курортное лечение.
Положительно то, что профсоюзные комитеты, председатели организаций наконец-то преодолели синдром страха, твердо и решительно стали отстаивать учителя от незаконных нападок агентов коммунальных служб. Через районные администрации, прокуратуры, суды, самостоятельно и с помощью представителей и правовых инспекторов республиканского Совета они добиваются справедливости. Однако, уважаемые коллеги, надо понимать, что больше, чем законом определено, нам не дадут. Бесплатности больше не существует, ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе ее не будет. С января 2011 года за коммунальные услуги надо платить в полном объеме и платить надо во время, чтобы потом не расплачиваться. Стопроцентная компенсация, установленная законом об образовании в Чеченской Республике, не действует. Правительство установило свой размер компенсации: сперва 360 рублей, затем 1 тысяча рублей. Вот этой толикой пока и надо довольствоваться. Что необходимо?
Во-первых, иметь полный список учителей, получающих эту компенсацию и контролировать, чтобы ежемесячно она выплачивалась.
Во-вторых, каждый председатель первичной организации обязан научиться производить подсчет затрат на коммунальные услуги точно так же как он умеет считать заработную плату. В бухгалтериях коммунальных служб тоже сидят молодые малоопытные работники, которые допускают немало ошибок. Поэтому надо добиваться исправления этих ошибок, имея на руках собственный встречный подсчет расходов на коммунальные услуги.
Что касается оздоровления, об этой проблеме мы говорили давно и много. Тем не менее, давайте еще раз разъясним обстановку.
Санаторно-курортным лечением профсоюзы не занимаются с 1994 года, т.е. с того времени, как вступил в силу Указ Ельцина об изъятии у профсоюзов права управления фондом социального страхования и созданием собственной государственной структуры. С 2003 года государство полностью отказалось от курортного оздоровления трудящихся, выделяя путевки только инвалидам. Все санатории акционированы или выкуплены частными лицами. Профсоюз, в лице ФНПР, располагая 20 % акций в ряде санаториев, (большей частью на Северном Кавказе), принял решение отказаться от этой доходной части в пользу членов профсоюза и снизить стоимость путевки на 20 %. Сегодня мы располагаем возможностью полностью удовлетворить потребности в санаторно-курортном лечении по этой программе. Кстати, ею воспользовались на 1 августа 42 педагогических работника. Второе. Республиканский Совет профсоюза, утверждая Смету на очередной год, предусматривает статью на оздоровление и закладывает более 3-х миллионов рублей на 50 % компенсацию санаторных путевок, предусматривая их, прежде всего, для профсоюзного актива. Мы уже исчерпали этот лимит и приобрели путевки 196 работникам. Третье. Правление фонда социальной поддержки учителей приняло решение выделять в внеочередном порядке 30-тысячные займы членам ФСПУ на приобретение санаторных путевок. Этой возможностью воспользовались на сегодня 61 педагогический работник. Таким образом, за прошедшие 7 месяцев через профсоюз оздоровлением и санаторно-курортным лечением воспользовались 301 работник образовательных учреждений. Так что используйте эту информацию для разъяснения в своих коллективах о возможности оздоровления через профсоюз.
Завершая разговор по платежам за коммунальные услуги и оздоровлению, хотел бы проинформировать вас о результатах наших действий по этим проблемам.
В прошлом году Правительство республики разработало проект нового Закона об образовании в ЧР, в котором было исключено подавляющее большинство мер социальной поддержки из действующего закона об образовании. Республиканским Советом были разработаны ряд дополнительных мер для включения в проект Закона. Эти предложения мы с вами обсудили в коллективах, и более 200 писем в поддержку этих предложений были направлены в Парламент. Мы со своей стороны начали вести интенсивные переговоры с руководством министерства, Парламента, депутатами. В итоге нашей настойчивости и активной поддержки ряда депутатов Парламент проголосовал за увеличение компенсации по коммунальным услугам до уровня 1200 рублей и выделения денежных средств в размере 30 миллионов рублей для ежегодного оздоровления 1 тысячи педагогических работников. Сейчас этот закон передан Главе Республики на подписание.
Одновременно отстаиванием указанных пунктов в закон Об образовании, мы вели активную работу с министерством образования, по подготовке проекта постановления Правительства о новой системе оплаты труда в образовательных учреждениях республики.
Нам удалось включить две меры социальной поддержки, исключенных ранее из этого проекта. Это 25 % доплата учителям городов республики, как и сельским учителям и 20 % доплата руководителю профсоюзного кружка. Причем, в наименование кружка добавили слово «работник», чтобы не путали на местах с детскими кружками. Текст читается так: «Кружок духовно-нравственного и правового воспитания работников». Этот проект прошел согласования на соответствующих уровнях, в том числе, в минфине и прокуратуре и передан в Правительство для принятия.
Если эти два названных мною документа будут приняты, то педагогические работники заимеют ощутимые меры социальной поддержки, предложенные профсоюзом которые необходимо широко использовать по повышению авторитета профсоюза и мотивации профсоюзного членства.
Наш профсоюз всегда следовал раз и навсегда избранному курсу, выражающемуся в трех словах: защитить, помочь, поддержать. И эти меры, которые мы довели до вас еще одно свидетельство того, что профсоюз не на словах, а на деле поддерживает, помогает и защищает работников образования.
Уважаемые коллеги! Вопросов, которые нам бы хотелось с вами обсудить, осталось еще много. Надеемся их осветить на предстоящих семинарах, совещаниях, круглых столах, конференциях.
Через четыре месяца в таком же составе, как сегодня, мы встретимся на республиканской отчетно-выборной конференции, где подведем итоги пятилетней деятельности, определим новые конкретные задачи, решение которых поднимет наш профсоюз на уровень зрелой профессиональной организации.
Позвольте завершить свое выступление поздравлением с наступающим новым учебным годом и наилучшими пожеланиями в жизни и труде.
Дала барт цхьаъ бойла вай!
Т1аьхье беркате йойла!
P.S. Один из наших российских коллег, поздравляя с изданием книги «Хронология борьбы и труда», сказал, что я, завершая свой доклад или выступление, произношу лозунги на родном языке. Можно ли их перевести на русский язык, если это не секрет? Секрета здесь нет. Эти призывы и пожелания переводятся примерно так: «Да укрепит Аллах наше единство и приумножит благополучие!» Дала барт цхьаъ бойла вай! Т1аьхье беркате йойла!
Благодарю за внимание.