пр-т Х.Исаева, д. 36 Грозный Чеченская Республика 364024
8 (8712) 22-22-26

В Общественной палате РФ подвели промежуточные итоги онлайн-опроса о начале реализации проекта "Земский учитель"

В январе 2020 года начата реализация проекта «Земский учитель», задача которого ликвидировать кадровый дефицит педагогов в сельских школах и школах малых городов. Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор».

Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере одного миллиона рублей в регионах страны и два миллиона рублей на Дальнем Востоке. Всего на реализацию программы из федерального бюджета предусмотрено около 4 миллиардов рублей. Но за это придётся отработать в школе, расположенной в сельской местности, посёлке городского типа или городе с населением не более 50 тысяч человек, не менее 5 лет. В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые освобождают от налогообложения компенсационные выплаты педагогам, прошедшим конкурсный отбор. Проект проходил апробацию в ряде регионов страны.

10 января министерство просвещения Российской Федерации запустило портал «Земский учитель«. Уже есть победители конкурса на получение финансовой поддержки и рабочего места в сельской местности.

2 марта в Общественной палате Российской Федерации прошли общественные слушания по вопросу реализации проекта «Земский учитель», организованные Комиссией по развитию образования и науки и Комиссией по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Общественной палаты Российской Федерации, в которых приняли участие и представители Общероссийского Профсоюза образования.

Для проведения слушаний был организован онлайн-опрос общественного мнения по старту проекта. Цель проведения мониторинга общественного мнения заключается в анализе ситуации, связанной с запуском проекта, и отношения к проекту в обществе. Всего в опросе приняли участие 14 тысяч человек, анкетирование продолжается.

По промежуточным результатам онлайн-опроса 52 % респондентов указали, что привлекательным в проекте «Земский учитель» считают возможность денежного вознаграждения. Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что «финансовое поощрение — главный мотив участия в программе «Земский учитель»». Лишь третья часть ответила, что мотивом участия в программе может стать и возможность приложения профессиональных знаний в новых условиях труда. Пятая часть опрошенных (20 %) также рассматривает программу как принятие участия в важном государственном деле, и ещё 20 % рассматривают участие в программе как возможность карьерного роста.

Программа «Земский учитель» рассчитана прежде всего на молодёжь, но, согласно результатам опроса, молодые специалисты не стремятся ехать в сельскую местность. Большинство респондентов, которые проявили интерес и хотят участвовать в программе, имеют стаж работы свыше 15 лет. Всего 350 человек из числа молодых специалистов хотели бы поехать в сельскую местность и в малые города, а 65 % участвующих в конкурсном отборе уже проживают в сельской местности.

Председатель Комиссии по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Общественной палаты Российской Федерации Юлия Оглоблина обозначила проблемы, с которыми сталкивается сельская молодёжь. Прежде всего, это вопросы, связанные с воспитанием детей в сельской местности: работа детских садов, организаций дополнительного образования. Кандидатов волнует и наличие жилья, и рабочих мест для членов семей. Всё это важно для осознанного выбора участниками проекта сельских территорий и малых городов.

Участники общественных слушаний говорили и об условиях, которые должны соблюдать специалисты, желающие работать в сельской местности и малых городах. Так, к участию в конкурсном отборе не допускаются претенденты, проживающие или работающие в муниципальном образовании или в городском округе, где имеется вакансия, если место планируемого переезда претендента находится на расстоянии менее 200 километров от места его настоящего проживания или работы, то есть, если участник конкурсного отбора живёт в этом же муниципальном образовании, то не имеет права участвовать в проекте «Земский учитель». Было выражено мнение о корректировке условий проекта, которые бы обеспечивали приток специалистов, проживающих не в сельской местности.

Подводя итоги обсуждения начала реализации проекта «Земский учитель», участники общественных слушаний отметили, что необходимо пересмотреть критерии и требования  конкурсного отбора в проекте, чтобы в нём могли участвовать также и местные жители, желающие работать в своём селе, и выпускники педагогических вузов, возвращающиеся в свои территории.