пр-т Х.Исаева, д. 36 Грозный Чеченская Республика 364024
8 (8712) 22-22-26

Светлая память Учителю…

Ушел из жизни победитель первого конкурса «Учитель года» Александр Сутормин. Состязание состоялось в далеком 1990 году в Советском Союзе. Учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области дал тогда на финале урок в 11 классе 188-й московской школы на тему «Нравственные проблемы современной советской прозы». В своей школе он проработал 43 года! Был заслуженным учителем РСФСР, отличником просвещения СССР.

Александр Евгеньевич почти не выезжал на публичные образовательные мероприятия, предпочитал оставаться в стенах классах, учил детей. Интервью давал редко. Одно из последних взял у него журналист газеты «Мой профсоюз» в 2017 году: http://old.ug.ru/archive/71641.

Статья называлась «Жизнь прекрасна!» Это кредо первого учителя года Александра Сутормина». Приводим текст полностью:

«Первым учителем года еще в Советском Союзе стал филолог, педагог из Тульской области Александр Евгеньевич Сутормин. Этот факт вошел в анналы истории образования. А вот чем занимается сегодня наш конкурсный Гагарин, известно меньше, потому что человек он непубличный. Встретиться с ним и поговорить — большая журналистская удача и человеческая радость.       

Почему радость? Ее не объяснишь, но она ощущается. Учитель года СССР верен своей школе — Поповской средней Чернского района Тульской области. Сорок лет учительствует — и ни на шаг с поста. Небольшая сельская школа — уютная, светлая, чистая, здесь есть все, что надо для учебы, вкусно кормят в столовой, а в классе Александра Евгеньевича, как в хорошем доме — много книг, атмосфера творчества, спокойно, умиротворенно.

С Александром Евгеньевичем хочется говорить сразу обо всем. Начинаем, конечно, с конкурса, с того, что «Учительская газета», придумавшая это соревнование для педагогов, изменила раз и навсегда жизнь Сутормина.

— Благодаря конкурсу я посмотрел на себя со стороны, до этого не был уверен в себе. А конкурс показал, что надо верить в свои силы.

Выступал на телевидении после победы. Мне говорили журналисты: «Ой, как хорошо, вы работаете в сельской школе, идете по деревне, и все с вами здороваются». Я говорю: «Не в том радость сельского учителя, что все здороваются». Радость, наверное, в чем-то другом…

— Мне кажется, вы счастливый человек…

— Живу работой. Таскаю тетрадки, вот сейчас наберу на субботу, воскресенье. У меня есть кодекс, заложенный внутри: надо работать добросовестно, делать честно свое дело, не допускать брака.

— Александр Евгеньевич, как вспоминается «Учитель года»?

— Очень хорошо. Я познакомился со многими людьми. Директор школы Софья Павловна, сейчас она на пенсии, сказала тогда: «Саша, мы ничего не теряем, не корову проигрываем, поезжай, покажи себя». Я был молодой. Помогли друзья, посоветовали, подтолкнули — я и поехал. Легок был на подъем по молодости.

У некоторых коллег по конкурсу были обиды — почему того выбрали, а не меня. Они привезли столько чемоданов методических разработок, а я приехал с одним журналом «Литература в школе».

Что мне понравилось? Мы полдня писали психологические тесты, проверяли, какие мы люди — интроверты, экстраверты и так далее. Научный подход.

Вообще понравилась организация конкурса, людей размещали, возили, кормили, думали о культурной программе.

Понравился Геннадий Николаевич Селезнев, я был очарован им, такой обходительный, благородный, необыкновенный. Приятно было с ним общаться. Печально, что он умер. С занозой в душе прочитал заметку об этом.

Петра Положевца помню. Большой ему личный привет!

Александр Евгеньевич не бывает на всероссийском финале конкурса «Учитель года России», редко ездит даже не областной конкурс. Почему-то считает, что приглашают его как «свадебного генерала». Как человек скромный, уверен, что в жюри зовут из-за старого титула «учитель года». На мои робкие уверения, что коллеги хотят с ним пообщаться как с педагогом, поучиться у него, отвечает:

— Уроки у меня обычные. Если каждый день по семь занятий, ухожу домой в четвертом часу, несу кипу тетрадей, скажите, есть ли время на написание новых конспектов? Когда было меньше уроков и оставалось время работать над конспектами, я успел создать задел. И теперь мне не стыдно работать по этим материалам, хотя прошло уже немало времени. Использую то, что у меня было наработано за долгие годы. Честно и добросовестно писал их, каждый день до полуночи сидел.

— А новые требования, новые федеральные государственные образовательные стандарты?

— Учу детей, которые идут по стандартам, и вижу, что они не умеют работать с книгой, со справочниками. Не могут сделать задание по образцу. Привыкли смотреть на электронную доску. А учить правила, запоминать не могут. Хотя техника чтения хорошая. Возможно, от класса зависит. Говорят — развивать креативность. Но не всегда креативный ученик отличником становится, есть просто зубрилки.

Есть такое мнение: чтобы поддерживать жизнь в государстве, надо всего 15‑17 процентов образованных людей. И потом, вы сами знаете, от образования не зависит качество жизни. У моих выпускников высшего образования нет, а имеют и квартиры, и машины. Я за этим не гонюсь, не моя цель жизни, тем не менее в материальном плане они преуспевают больше, хотя должно быть наоборот.

Александр Сутормин критически относится и к ФГОС, и к единому государственному экзамену — считает заниженной его планку. И особая печаль — об учебниках:

— Вышли новые учебники по русскому языку, я сейчас по ним работаю. Какие же плохие! Не случайно я люблю старые учебники. Нет нормальных упражнений, чтобы работать по определенной теме. А раньше в учебниках были тысячи упражнений на отработку, каждое упражнение на свой случай из правила. Я мучаюсь, я не могу работать. Совсем другая подача материала. Старые учебники были компактнее, четче, понятнее.

А видели вы учебник по литературе? Его можно читать только со специальным переводом на русский язык. Институтского уровня учебник. Проходили с ребятами Островского. Совсем ничего про личную жизнь Островского нельзя узнать. Девочка подготовила очень хорошую презентацию — и так выкрутились. Как понять писателя, если ты не знаешь его личной жизни? Учебники, по которым невозможно работать, — это боль. Хочется, чтобы дети, выйдя из школы, имели живое, образное представление о писателе как о человеке. А здесь такая скукота. Это не для школы учебники. И никто об этом не говорит.

Кстати, знаю сайт mel.fm, захожу иногда туда, читаю. Один автор сказал: «Пугает вот что — нас заставляют читать целиком Достоевского». Очень хороший довод приведен: Пушкин не изучал Достоевского, и это не помешало ему стать образованным и умным человеком. Есть же прекрасные детские книги для каждого возраста. Почему их не вставить в программу? Или такой выход — составить хрестоматию, чтобы взять на уроке фрагмент великого текста, но адаптированного, и прочитать. Ну не читают дома дети! Пусть они хотя бы в классе прочитают сцену убийства старухи-процентщицы.

Я тут решил дать Пушкина не спеша, все, что считал нужным. Когда они еще встретят Пушкина в своей жизни? Долго сидели над «Грозой» Островского. Хоть что-то у них да остается. Хотя… не остается ничего. Провел тест, с ним справились единицы. Такая результативность.

— Но ведь есть и другие результаты, не знаниевые. Нравственные качества человека… То, что нельзя измерить.

— Это зависит от личности учителя. Я стараюсь пробиваться к сердцу. Слушают, да, думают. Иногда что-то рождается.

— Ведь вы не только предметник, еще и воспитатель.

— Воспитываю. Но это опасно: не так сказал, не так повернул тему — и все. Когда я детям в 7‑м классе объясняю «Детство» Льва Николаевича Толстого, я говорю фразу, которая может быть по-разному истолкована: «Дети не люди». «Как так?!» — возмущаются ребята. «А давайте рассуждать», — предлагаю я. Почему возникают конфликты? Учитель-взрослый не понимает психологию ребенка, ребенок не понимает психологию взрослого. Ребенок плачет от тоски, что Карла Ивановича выгоняют из дома, а Карл Иванович сердится, что Николенька не делает уроки. Дети не люди в том плане, что они еще не взрослые.

Александр Евгеньевич снова возвращается к самой больной теме:

— Почему нет такого хорошего человека, который бы учебники литературы написал бы в научно-популярном стиле? Посмотрите, как скучно пишут вступительные статьи к учебникам. Сколько излишней научности!

— Получается, вся надежда на то, что вы расскажете ребятам на уроке.

— Если у меня будет хорошее настроение. (Улыбается.)

— А бывает плохое?

— Нечасто, но бывает.

— А что вас вдохновляет?

— Сама жизнь. Жизнь прекрасна каждый день! Если бы я мог обратиться к коллегам, я бы сказал им так: «Ребята, не отдавайтесь на сто процентов работе. Сегодня она есть, завтра нет. И вам никто не скажет спасибо». А за что ученики могут нам спасибо сказать? За то, что мы силой выбиваем из них эти тройки?

— А книги вас вдохновляют?

— Прочитал книгу Ирины Левонтиной «Русский со словарем» и продолжение — «О чем речь». Когда дошел до последней страницы, даже подумал: «Как здорово, что я живой, что такие книги могу читать!» Крылья выросли за спиной. Прилив жизнелюбия от этой книги был.

— Кто вам нравится из современных писателей?

— Алексей Иванов, Юрий Поляков. Не так давно открыл для себя Бориса Рыжего. Я прочитал о нем книжку из серии ЖЗЛ и все стараюсь понять этого поэта. Мне нравится одно стихотворение:

Я тебе привезу из Голландии Lego,

мы возьмем и построим из Lego дворец.

Можно годы вернуть,

возвратить человека

и любовь, да чего там, еще не конец.

Я ушел навсегда, но вернусь однозначно —

мы поедем с тобой к золотым берегам.

Или снимем на лето обычную дачу,

там посмотрим,

прикинем по нашим деньгам.

Станем жить и лениться до самого снега.

Ну а если не выйдет у нас ничего —

я пришлю тебе, сын, из Голландии Lego,

ты возьмешь и построишь дворец из него.

Такая трагическая судьба, такой талант и такие печальные стихи! Думаю: почему негатив вдохновляет? Почему нет радости в жизни?

Я всегда детям говорю: жить надо весело. В общении с ребятами стремлюсь перейти барьер официальности. Пусть я буду казаться смешным. Зато дети открываются — смеются, говорят с места. Я удивляюсь, как умно они порой отвечают, юморят. Юмор — это признак ума. Есть один класс, где у меня особая атмосфера, мы можем говорить друг другу даже обидные вещи, но смешные. И ребята всегда знают, где проходит грань. Когда я серьезно объясняю — слушают и молчат. Когда можно расслабиться — шутят друг над другом и надо мной, ради Бога. Я тоже не закрыт для этого.

Оксана Родионова».