пр-т Х.Исаева, д. 36 Грозный Чеченская Республика 364024
8 (8712) 22-22-26

Публичный доклад по итогам 2015 года

Уважаемые коллеги!

Выступившие передо мной товарищи осветили основные направления нашей работы, определили векторы дальнейшего движения. Что и говорить, работы много. Но мы спокойны и уверены, потому что знаем, — что надо делать, и как надо делать. При этом важно и то, что мы не только видим этапы нашего пути, а научились составлять дорожную карту нашего движения, планировать конкретные профсоюзные дела с определением месяца и дня их проведения на полгода. Сейчас стало модным такую работу называть «стратегия развития». Так это или нет, но в уходящем 2015 году нам удалось, в целом, поработать системно и продуктивно.
Мы запланировали и провели 145 практических дел, обеспечивающих реализацию решений 9 съезда ФНПР, 7 съезда отраслевого профсоюза, III республиканской отчетно-выборной конференции, а также постановлений вышестоящих профсоюзных органов.
В этих мероприятиях было задействовано свыше 10 тысяч профсоюзных активистов. Кроме того, 16 спектаклей театра Х.Нурадилова и 16 концертов симфонического оркестра посетили свыше 7 тысяч работников образования и членов их семей. А на прошедших в октябре-ноябре месяцах профсоюзных собраниях с единой повесткой дня приняли участие 34 680 членов профсоюза.
Таким образом, во всех профсоюзных мероприятиях 2015 года приняли участие 51 600 работников образования.
В этом году нами были предприняты дополнительные меры по социальной поддержке членов профсоюза. На санаторно-курортное лечение направлено свыше 400 человек, а если к этому присовокупить совмещение обучения с оздоровлением профактива в санатории Серноводск-Кавказский, то это свыше 700 человек.
Материальная помощь оказана более 1500 членам профсоюза, а всеми услугами Фонда социальной поддержки учителей воспользовались 2100 человек на сумму более 65 млн. рублей.
В течение года были награждены всеми видами наград, сопровождаемыми денежными поощрением – 930 профсоюзных активистов.
Много внимания уделялось повышению профессионального уровня и качества информационной работы. Издано 4 тысячи экземпляров журнала «Резонанс», в каждом из которых содержалось более 20 статей и репортажей. Состоялись 11 телевизионных передач «Вестник профсоюза образования», в которых были показаны 55 профсоюзных сюжетов, вышло 12 номеров «Информационного вестника», где нашло отражение 48 профсоюзных дел, выпущено 15 брошюр юридического и методического характера.
Издана Энциклопедия народных и заслуженных учителей, буклет «Они сражались за родину» об учителях — участниках ВОВ.
На интернет сайте рессовета было размещено 155 материалов и статей, а также 13 500 фотографий, в книгу «Летопись профсоюзных дел» занесено 84 мероприятия и 79 фотографий.
В первичные организации направлено 22 540 экземпляров различной информационно-методической литературы.
Более устойчивый характер приняла система обучения профсоюзного актива. Для них в этом году проведено 63 семинара с охватом 2835 человек. На повышение квалификации в Москву, Сочи и другие города по линии ЦС Профсоюза направлено 52 профсоюзных работника. Для членов профсоюза открыты 378 кружков духовно-нравственного и правового воспитания, в которых обучаются 4570 слушателей.
Все это вместе взятое, безусловно, сказалось на активизации профсоюзной деятельности, повышении влияния и авторитета профсоюза в трудовых коллективах образовательных учреждений. О чем может свидетельствовать и значительный рост численности членов нашего союза. В этом году в профсоюз вступили 4384 работающих и 1100 студентов средних специальных учебных заведений. На сегодня численность нашей организации составляет 56 426 человек.
Для сравнения можно вспомнить, что пять лет тому назад, на начало 2011 года, наша организация насчитывала 36 тысяч членов профсоюза…
В этом году из профсоюза выбыли 351 человек, в том числе студентов, в связи с завершением обучения – 228, остальные 123 работника, это люди, вышедшие на пенсию и выехавшие за пределы республики.
Вся приведенная нами статистика свидетельствует о том, что профсоюзная деятельность, в целом, развивалась динамично и устойчиво. Есть движение, есть позитив. При этом, однако, было бы несправедливо умолчать о негативном, о том, что мешало, что не удалось, какие проблемы придется решать в новом 2016 году.
И начать разговор, очевидно, придется с главного: с материальной обеспеченности работников образования, с их заработной платы.
Следует открыто признать, что в этом году наблюдалась нестабильная ситуация с оплатой труда. То ее задерживали, то выдавали не полностью. При этом значительно увеличились на местах различного рода поборы, навязывание билетов на массовые представления, подписки на периодическую печать и прочее.
Особо тяжелое положение сложилось в учреждениях дополнительного образования. Здесь работников «посадили» на голые оклады, лишив доплат и надбавок, а отдельным даже снизили уровень заработной платы. Так, ставка музыкального руководителя низведена до уровня уборщика служебных помещений.
В большинстве районов приостановлена выплата компенсации за коммунальные услуги, а также доплаты и надбавки из стимулирующего фонда. Если конкретизировать эти выводы, то складывается следующая ситуация.
Общеобразовательные организации: за 9 месяцев средняя заработная плата педагогических работников составила – 21967 рублей, средняя среди учителей – 22 580 рублей, а средняя заработная плата по общеобразовательным организациям в целом – 18 тысяч рублей.
При средней заработной плате по республике 21 995 рублей зарплата педагогических работников достигла целевого значения и составляет 99,9 %. При этом, самую высокую зарплату показывают районы Наурский – 22 507 рублей и Шалинский – 22 407 рублей, а самую низкую — Веденский – 18 959 рублей и Шаройский – 18 205 рублей. Остальные районы показывают, если говорить округленно – 21 и 22 тысячи рублей.
Если сравнивать уровень зарплаты педагогических работников с соседними регионами СКФО, то мы занимаем вторую строку после Ставрополья, где средняя зарплата педработников составляет – 23238. Самую низкую зарплату традиционно, к сожалению, получают наши коллеги дагестанцы – 18635 рублей.
Дошкольные образовательные организации. Здесь все районы, а в целом вся отрасль достигли целевого показателя 18 570 рублей, при средней по республике в сфере общего образования 18 тыс. рублей, т.е. на 102,9 %.
Сложная обстановка, как уже отмечалось, в учреждениях дополнительного образования. В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики № 105 от 15 мая 2013 г. педагогические работники дополнительного образования в 2015 году должны были подняться до 85 % учительской зарплаты.
Однако они далеко от этого рубежа. Их заработная плата составляет 81 % от целевого значения.
Такое же сложное положение и у преподавателей средних специальных учебных заведений. В 2015 году их зарплату по тому же постановлению Правительства планировалось поднять до уровня 85 % от средней зарплаты по республике. Однако на сегодня она поднялась лишь на 86,5 % от целевого показателя.
Таким образом, майские указы Президента РФ в республике по двум педагогическим профессиям выполнены, а по двум еще нет. Мы предпринимали шаги по исправлению ситуации, однако не хватило настойчивости, не смогли создать соответствующий общественный фон озабоченности по создавшемуся положению с оплатой труда. Надо сказать, что и координационные Советы Профсоюза работников дополнительного и профессионального образования тоже не проявили должной     активности и принципиальности в отстаивании законных прав и интересов педагогов и преподавателей. Члены Координационных Советов регулярно собирались в Доме профсоюзов, с жаром говорили о несправедливости, обедали и расходились до следующего совещания.
Прошу прощения за такую вольную характеристику, но, уважаемые коллеги, надо, же нам, в конце концов, понимать, что люди нас избрали не в качестве дворовых кумушек или свадебных генералов, а в расчете на то, что будем твердо и последовательно защищать права работников, добиваясь при этом конкретного результата.
Конечно, профсоюз как общественная организация не может гарантировать решение любых трудовых споров, в том числе по заработной плате, но добиваться создания общественного мнения и последовательно доводить его до органов власти и управления профсоюзный работник и активист способен и обязан. И эта работа не редко сопряжена эмоциональным напряжением, иногда разговором на высоких тонах, упреками и обидами.  Но такая уж у нас с вами работа: отстаивать справедливость и законность.
Что касается решения проблем с заработной платой, а также компенсаций, доплат и надбавок, то нам правительственная сторона выставляет одни и те же причины: кризис, блокада, дотационная республика, денег нет. Мы понимаем, что эти условия присутствуют. Но мы знаем и другое: когда средств недостаточно, их направляют в наиболее значимые приоритетные отрасли. Не стану ссылаться в этом вопросе на международный и российских опыт, а приведу новую установку Президента Российской Федерации В.В. Путина. На днях,  выступая на заседании Госсовета, он подчеркнул, что достижение уровня заработной платы учителя до средней по экономике региона стало положением закона. А закон нужно выполнять, даже несмотря ни на какие объективные трудности. Потому что, если не будем делать позитивных действий, в фундаментальных областях у нас изменения к лучшему никогда не наступят.
Можно привести еще одну цитату известного политического и государственного  деятеля У.Черчеля.  В годы второй мировой войны, возражая оппонентам, требующим увеличить средства на оборону, сократив на образование, он сказал: «Если сократить финансирование на образование, тогда зачем нам вообще выигрывать эту войну». В ходе наших консультаций, переговоров с представителями власти у нас складывается мнение, что далеко не все чиновники понимают, что урезать у образования, и добиваться экономии за счет зарплаты и здоровья учителей – это не продуктивно.
На одной из таких встреч на вопрос: «Когда Москва не выделяет потребное количество средств, почему недоплаты начинают с учителей?», ответ был откровенный: «Потому, что учителя — самая незащищенная часть нашего общества». Не стану кивать в сторону руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений. А отнесем это заключение к себе, руководителям профсоюзных органов с низу доверху. Ведь мы являемся по закону и по Уставу защитниками учителей, воспитателей, преподавателей. А поскольку их продолжают обижать, да еще в числе первых, значит, мы еще не доросли до подлинных защитников представителей педагогических работников.
Такой вердикт может показаться слишком жестким. Однако от факта не уйдешь.  Уж слишком тих наш голос,  а то и вовсе не слышен, когда членов профсоюза сокращают или увольняют, или удерживают зарплату, или лишают доплат и надбавок.
Речь не о панических или истерических действиях, а о последовательной и принципиальной позиции, когда перед нами явное нарушение трудового законодательства. Отсюда и задача профсоюзных органов  всех уровней, профсоюзных работников и активистов проявлять смелость и настойчивость в утверждении законности и правопорядка, памятуя о том, что материальное положение члена профсоюза, его заработная плата для профсоюза является главным предметом внимания и заботы.
И, безусловно, решая эту задачу, нам необходимо более тесно взаимодействовать с органами управления образованием, руководителями образовательных учреждений. В этой связи не могу обойти тему, которая особо волнует педагогическое сообщество. Речь о путях и способах достижения качественного уровня в обучении и воспитании.
Скажу наперед: мы против расхлябанности, против нарушения трудовой и производственной дисциплины, мы за то, чтобы учитель, воспитатель, преподаватель работал эффективно, качественно. Мы только заявляем, что одними административными методами, ужесточением контроля, перетряхиванием кадров и запугиванием решить вопрос улучшения учебно-воспитательного процесса нельзя.
Путь решения проблемы вопроса четко изложил Президент страны Путин в своей речи на заседании Госсовета: это «внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного и творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту».
Президент предложил создать общенациональную систему профессионального роста учителей, ибо «создание условий для постоянного самосовершенствования, повышения квалификаций учителей сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования».
Вот нам и надо в русле этих установок Президента страны разработать и реализовать конкретные меры, содействующие повышению качественных параметров учительского труда. В связи с этим полагаем предложить министерству образования республики провести серию круглых столов или педагогических конференций, всесторонне обсудить и выработать пути решения качественного обновления всей образовательной системы.
На сегодняшней нашей встрече нельзя обойти вопрос об отношении к коллективным письмам педагогических работников по поводу предложений Профсоюза в Положение о заработной плате и неисполнения Закона Чеченской Республики об образовании, в части мер социальной поддержки педагогических работников
Чтобы обратить внимание  на свои проблемы, педагоги не стали ни митинговать, ни пикетировать перед Правительством и Парламентом, а вежливо обратились в их адрес. Уверены, что письма не дошли до первых лиц, а потому были направлены в министерство образования, а поскольку последнее не является работодателем и не располагает финансовой базой, поднятые педагогами вопросы не нашли решения и продолжения.
Конечно, печально, что правительственная сторона так поступила. А ведь можно было решить вопрос и по — другому. Пригласить выборный представительный орган работников образования, т.е. представителей профсоюза, оценить поднятые в письмах вопросы, разъяснить ситуацию, предложить перенести их решение, скажем, на следующий год в связи с отсутствием финансовых средств… Т.е., нужен был разговор, диалог, цивилизованное разрешение вопроса, а не бюрократические и неуважительные переадресации писем.
Слово теперь за Парламентом. Как вы знаете, осенью была учреждена парламентская комиссия по изучению вопроса о том, как выполняется закон «Об образовании в Чеченской Республике». Члены комиссии, кажется, завершили свою работу и, видимо, представят определенный документ на рассмотрение депутатов. Нас, собственно говоря, интересуют 3-4 статьи Закона, устанавливающие меры социальной поддержки педагогическим работникам. Поэтому постараемся сблизиться с рабочей группой Парламента и оказать воздействие на обязательное исполнение статей Закона, оказывающих непосредственное влияние на материальное положение учителя…
Уважаемые коллеги! Во второй и завершающей части нашего доклада хотелось бы осветить не менее важную сторону нашей деятельности в 2015 году – это внутрисоюзная работа. Мы уделили ей достаточно много внимания. И это естественно. Посудите сами. Наш Профсоюз состоит из 56 тысяч человек, 830 первичных организаций. Эту большую армию надо держать в определенных границах Профсоюза, укреплять и развивать ее, чтобы не развалилась и не свернула с верной дороги, выстраивать отношения между членами профсоюза и членскими организациями, как по вертикали, так и по горизонтали, создавать систему информационной взаимосвязи, обеспечивать единство звеньев, формировать чувство коллективизма и солидарности и т.д. Перед нами всегда стоит вопрос, как построить организацию, чтобы каждая первичка и каждый ее член были на виду, чтобы чувствовали, что защищены, были уверены, что не оставят в беде.
В этом году мы завершили формирование своей структуры. Об этом шла речь и на республиканском форуме 27 сентября. Однако в октябре и ноябре на профсоюзных собраниях были учреждены новые элементы организационной структуры первичной организации. Поэтому давайте еще раз вспомним о них. Значит так. Мы имеем, говоря упрощенно, двухуровневую структуру: центр – в лице республиканского Совета, и первичная профсоюзная организация – в лице профсоюзного комитета.
Первичная профсоюзная организация является основным местом, где решаются вопросы трудовых отношений членов профсоюза. Поэтому главное внимание, приоритеты направляются в первичку. Как установить действенную связь с ней, как эффективней помочь в решении уставных задач? С этой целью республиканский Совет реорганизовал и расширил свой аппарат, утвердил 4-х уполномоченных над районами по выполнению решений Профсоюза, утвердил в каждом районе своих представителей – 18 профессиональных работников. Их задача: представлять интересы профсоюза в муниципальных органах власти и управления, координировать работу первичных организаций, и главное — оказывать профсоюзному комитету практическую помощь в решении уставных задач. Понимая объективные трудности представителя дойти до каждой организации, республиканский Совет Профсоюза ввел новую структурную единицу: куратор первичной профсоюзной организации. Их 109 человек.
Куратор – это наиболее опытный председатель первичной организации, за ним закрепляются 10-12  первичек, он оказывает непосредственную помощь в налаживании всей профсоюзной работы, используя, прежде всего, пример собственной организации.
Вся эта, на первый взгляд сложная многоступенчатая структура республиканского Совета, имеет основную задачу — оказывать организационную, методическую и информационную помощь председателю, профкому, первичной профсоюзной организации.
Что касается самой первички, то здесь, как вы знаете, введены уполномоченные и, прежде всего, из числа членов профкома.
Окончательной информации по итогам прошедших собраний и выборов уполномоченных у нас ещё нет, но по предварительным  данным уполномоченными избраны 5380 активистов. Есть Положение об  уполномоченном первичной организации, за каждым уполномоченным закреплено одно-два конкретное профсоюзное поручение, вручена методическая разработка с описанием, чем конкретно должен заниматься уполномоченный. В наступающем году мы полагаем провести слёт всех уполномоченных первичных организаций и на нём более подробно остановиться на их работе. Сегодня же хотели выделить следующее. Республиканский Совет рекомендовал за каждым членом профкома закрепить одно из десяти рекомендованных поручений, а два поручения, как исключение. Однако в некоторых организациях увлеклись двумя поручениями, а отдельные члены профкома имеют даже по три поручения. Это ошибка, формализм. Представьте себе учителя, имеющего две, а то и три ставки. Какая это работа? А общественное поручение по трём направлениям практически невозможно. Надо исправляться и разгрузить коллег от излишних нагрузок, тем более, что республиканский Совет Профсоюза принял решение: с целью доведения информации о деятельности профсоюзных органов всех уровней до членов профсоюза, предложить профкомам первичных организаций за каждым уполномоченным закрепить по 10-12 членов профкома посписочно. Считаем, это поручение исключительно важным для члена профкома, профсоюзного активиста. И от того, как они отнесутся к этому заданию, будет во многом зависеть и уровень профсоюзной работы в организации и  авторитет, и имидж профсоюза в целом.
Ну, и в завершении этой части доклада хотелось бы проинформировать профсоюзный актив, что мы полностью завершили формирование штатного аппарата организации Профсоюза. В настоящее время у нас 185 оплачиваемых штатных профсоюзных работников, из них 122-это председатели первичных организаций. Кроме того, созданы 54 базовые организации, имеющие отдельные кабинеты, оснащённые мебелью, электронной техникой, наглядными пособиями, методической и юридической литературой. Мы и дальше намерены укреплять первичные организации, особенно те, которые возглавляют кураторы.
Вместе с тем хотелось бы ещё раз напомнить, что освобождённый штатный работник олицетворяет собой Профсоюз в целом, и от того, как он будет относиться к своим профессиональным обязанностям, насколько он корпоративен и верит в профсоюз, способен работать в команде, во многом будет зависеть крепость и притягательная сила нашей организации.
В связи с этим позвольте привести давно слышанную и засевшую в памяти притчу: «Трое хвалили каждый своего раввина. Один рассказал, что в течение 15 лет у него в семье не было детей, и только благодаря раввину у них родилась дочь. Другой поведал о том, что только благословение раввина смогло вернуть домой их непокорного блудного сына. Третий сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, куда он вложил большие деньги, но потерял абсолютно всё. -А в чём же заключается чудо? – спросили его слушатели. – Чудо в том, ответил тот, — что, несмотря ни на что, я сохранил веру в Бога и раввина».
Профсоюзная работа, если вести её по-настоящему — это работа, сопровождающаяся рисками, порою конфликтами, может случиться так, что останешься один, однако при любых трудностях и невзгодах мы и, прежде всего  мы, профсоюзные работники  и активисты, не должны терять веру друг в друга и веру в Профсоюз.
Сердечно поздравляю вас с наступающим новым годом, желаю здоровья, счастья и крепости духа!
Дала барт цхьаъ бойла вай!
ТIаьхье беркате йойла!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *